У организации образовалась дебиторская задолженность по оплате поставленного ею товара, для взыскания которой она обратилась в хозяйственный суд. Суд выдал исполнительный документ (приказ) на взыскание задолженности. Одновременно с этим у организации образовалась задолженность по уплате налогов.
Во-вторых, инициировать процедуру исполнения своих налоговых обязательств через налоговый орган путем уплаты налогов за счет денежных средств на счете дебитора.
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика (иного обязанного лица) на основании справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица), оформленной налоговым органом (п. 2 ст. 58 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)):
– либо на основании документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК РБ;
– либо по результатам мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;
– либо по результатам проверки, проведенной налоговым органом;
– либо на основании заявления плательщика (иного обязанного лица) об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком (иным обязанным лицом) документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (иного обязанного лица).
Выносимое налоговым органом решение должно содержать указание на дебитора плательщика (иного обязанного лица) и на сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу).
Разница между указанными способами заключается не только в процедуре списания средств, но и в очередности их взыскания.
Так, платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (в т.ч. налоги и неналоговые платежи) всегда следует осуществлять в первоочередном порядке. Это относится и к исполнению банком платежного требования налогового органа о взыскании сумм налогов за счет средств на счете дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации (п. 2 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБот 29.06.2000 № 359 (далее – Порядок)).
Платежи же, вытекающие из заключенных договоров, осуществляемые на основании исполнительных документов, производит банк в очередности, определяемой предметом требования, т.е. как вне очереди, так и в первую или во вторую очередь. При этом платежи в пределах одной и той же очереди производят в порядке календарного поступления расчетных документов в банк плательщика, за исключением платежей по исполнительным документам (в частности, приказам) судов, которые осуществляют в первоочередном порядке в той очередности, к которой относится предмет иска (подп. 2.6 п. 2 Порядка).
Именно ко второй очереди относятся предметы большинства требований (исков) субъектов хозяйствования к своим контрагентам. Как видим, взыскание дебиторской задолженности через налоговый орган в счет уплаты налогов кредитора может оказаться более привлекательным, поскольку средства списываются со счета должника во всех случаях в первую очередь.
– не производят за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации, благотворительных счетах, открытых дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, а также на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов;
– производят с валютных счетов дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату взыскания.
Филиал организации выделен на отдельный баланс и имеет свой счет в банке (точнее, счет открыт юридическому лицу, но руководителю и главному бухгалтеру филиала предоставлено право распоряжаться средствами на счете). Филиал самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги по своей деятельности. В 2010 г. у него образовалась переплата по налогам, которая в течение 2011 г. частично уменьшилась, так как была зачтена в счет предстоящих платежей по филиалу.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК РБ или Президентом (п. 3 ст. 13 НК РБ). Они подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании сообщений юридических лиц о создании таких обособленных подразделений. При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивают единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в т.ч. по таможенным платежам, учетный номер плательщика (пп. 2 и 4 ст. 65 НК РБ).
Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иногообязанного лица) либо возврату в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 60 НК РБ и иными законодательными актами. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налоговый орган производит по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено иными законодательными актами.
1) самостоятельно.
В этом случае зачет производят в течение 5 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней, а в случае выявления факта наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней в результате проверки (за исключением камеральной) – в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки.
Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) может быть:
– направлена в счет предстоящих платежей по этому налогу, сбору (пошлине), на исполнение налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), на уплату пеней, если иное не установлено законодательными актами.
В рассматриваемой ситуации можно рекомендовать филиалу, если у него нет собственной задолженности по платежам в бюджет, обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты и передать полученные из бюджета средства своей головной организации.
Организация имеет несколько текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях, а также один валютный счет. Ко всем счетам в белорусских рублях она представила до наступления установленного срока уплаты налогов платежные поручения на перечисление подлежащих уплате сумм. При этом на этих счетах необходимые для исполнения платежных поручений средства отсутствовали. В связи с этим при наступлении сроков уплаты у организации образовалась задолженность по налогам. К валютному счету платежное поручение не представлялось.
Будет.
Так, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 КоАП РБ). Должностные лица юридических лиц за такое же правонарушение привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин (ч. 2 ст. 13.6 КоАП РБ). При этом в ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП РБ предусматривается, что не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 указанной статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме.
Таким образом, чтобы избежать административной ответственности, организация должна представить платежные поручения на перечисление причитающихся к уплате сумм налогов, сборов (пошлин) ко всем имеющимся у нее банковским счетам.