Белорусская организация для проведения изыскательских работ в Беларуси взяла в аренду оборудование у организации – резидента Российской Федерации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Возникли вопросы:
2.1. Надо ли исчислять НДС при перечислении арендной платы?
Надо.
При реализации активов на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные активы.
Для целей исчисления НДС в отношении аренды движимого имущества, за исключением транспортных средств местом реализации |*| признают территорию Республики Беларусь, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 117 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Следовательно, место реализации услуг по аренде движимого имущества определяется по месту нахождения арендатора.
Момент фактической реализации услуг, приобретенных у иностранных организаций, определяется как день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателем услуг (п. 29 ст. 121 НК).
Таким образом, при перечислении арендной платы резиденту Российской Федерации белорусская организация должна исчислить НДС.
2.2. Надо ли удерживать налог на доходы при перечислении арендной платы?
Надо.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются в т.ч. роялти.
Справочно: к доходам в виде роялти, в частности, относится вознаграждение за использование имущества (к которому для целей обложения налогом на доходы относится в т.ч. любого вида оборудование, включая транспортные средства) на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи (подп. 1.3 п. 1 ст. 189 НК).
Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) в виде роялти (п. 1 ст. 191 НК).
Справочно: датой начисления дохода считается наиболее ранняя из следующих дат:
– дата отражения белорусской организацией в бухгалтерском учете обязательств перед иностранной организацией по выплате дохода от аренды;
– дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода от аренды иностранной организации (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 2 ст. 191 НК).
Налоговая база по налогу на доходы определяется исходя из общей суммы дохода от аренды за вычетом документально подтвержденных затрат. Понесенные иностранной организацией затраты учитываются при исчислении налога на доходы, если к дате начисления (выплаты) доходов белорусская организация – налоговый агент располагает документами, подтверждающими такие затраты (подп. 1.1.1 п. 1, п. 2 ст. 190 НК).
Налог на доходы исчисляется исходя из налоговой базы, умноженной на ставку 15 % (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).
Для Республики Беларусь правила, закрепленные в международных соглашениях, имеют приоритет над национальным налоговым законодательством. Это значит, что если международным договором установлены правила налогообложения, отличные от белорусских, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (пп. 1 и 2 ст. 5 НК).
В нашем случае следует использовать Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее – Соглашение). Используемый в нем термин «доходы от авторских прав и лицензий» означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения, в т.ч. за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования (ст. 11 Соглашения).
Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие доходы могут облагаться налогами в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но, если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 % валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий (пп. 1, 2 ст. 11 Соглашения).
Чтобы применить нормы Соглашения, иностранная организация должна представить подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Российской Федерации, заверенное компетентным органом.
Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы |*| или удержания налога на доходы по пониженным ставкам с учетом положений Соглашения, если иное не установлено п. 4 ст. 194 НК. При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживают и перечисляют в бюджет в установленном порядке (п. 1 ст. 194 НК).
Таким образом, если резидент Российской Федерации представит подтверждение о резидентстве, то белорусская организация должна удержать налог на доходы по ставке 10 %. В случае отсутствия данного подтверждения применяют ставку налога на доходы в размере 15 %.