Минфином обобщены материалы проверок соблюдения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, и подготовлено обзорное письмо о типичных нарушениях.
В ходе проверок выявлены случаи проведения аудита после оказания аудируемому лицу услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета за один и тот же период, а также случаи оказания аудиторских услуг лицами, не состоящими в штате организации.
В числе нарушений: составление рабочей документации в объеме, недостаточном для понимания проведенного аудита, отсутствие методик, инструкций, перечня аудиторских процедур, рабочих таблиц и других документов, раскрывающих подходы к проведению аудита.
В рабочей документации не всегда отражалась информация о деятельности аудируемого лица, элементах системы внутреннего контроля, необходимой для оценки риска существенного искажения, а также о результатах выполнения процедур оценки рисков; не был обоснован выбор дальнейших аудиторских процедур.
В ряде случаев сумма выявленных искажений не сравнивалась с установленным уровнем существенности на этапе оценки достоверности бухгалтерской отчетности.
Специализированные правила аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя) своевременно не актуализировались в соответствии с изменениями, вносимыми в республиканские правила аудиторской деятельности, а также не содержали конкретных рекомендаций, позволяющих аудиторам на практике определить порядок своих действий.
Отмечены случаи формального подхода к исполнению правил "Внутренний контроль качества аудита".
При согласовании с заказчиками условий оказания аудиторской услуги не формулировались конкретные вопросы для специального аудиторского задания, в договоре не указывалась цель подготовки отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию, в итоговой части отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию отсутствовало окончательное аудиторское мнение по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.
В аудиторских заключениях по бухгалтерской отчетности не приводились конкретные причины модификации, отсутствовала суммовая оценка их влияния на бухгалтерскую отчетность, нарушался порядок составления аудиторского заключения, что приводило к неверному толкованию выраженного в аудиторском заключении мнения.
Подготовлено по материалам интернет-сайта Минфина http://www.minfin.gov.by/.