Белорусское законодательство дает расширенное толкование понятия "банкротство". Так, экономической несостоятельностью (банкротством) признают неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную хозяйственным судом или правомерно объявленную должником (ст. 1 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон)).
Понятия "банкротство" и "экономическая несостоятельность" разграничены Указом Президента РБ от 12.11.2003 № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее – Указ).
Банкротство Указ определяет как неплатежеспособность, признанную решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с ликвидацией должника. Экономическая несостоятельность – то же, но с санацией должника.
Когда неплатежеспособность имеет устойчивый характер и удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица, должник обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве. Кроме того, Закон дает право должнику подать заявление в предвидении банкротства, когда определенные обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер.
На первый взгляд может показаться, что процедура банкротства направлена только на защиту прав кредиторов и максимальное удовлетворение их требований, а также на ликвидацию несостоятельного должника. Однако анализ норм действующего законодательства дает понять, что приоритетными целями применения данной процедуры являются в т.ч. защита интересов должника, сохранение его имущества и при возможности восстановление платежеспособности. Реализации указанных целей в основном служат 2 группы норм:
1) нормы, направленные на предупреждение банкротства;
2) нормы, регулирующие банкротство с санацией должника.
Понятие досудебного оздоровления, введенное Указом, является обязательным и означает меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности.
Поэтому к заявлению должника следует в обязательном порядке прилагать документы, свидетельствующие о том, что обязанными лицами в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством, разработаны меры по досудебному оздоровлению (а должником осуществлены эти меры) или было принято решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.
Активное участие в разработке и реализации мер по досудебному оздоровлению принимают комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), которые создаются и действуют при государственных органах, а также сами государственные органы.
На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника. Следовательно, лица, полномочные принимать или принимающие решение о подаче заявления должника, в этом случае не будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника при неподаче заявления должника.
Примерный перечень мер, которые могут осуществляться для проведения досудебного оздоровления, определен в подп. 1.6 п. 1 Указа. К ним отнесены:
1) изменение структуры и состава органов управления юридических лиц и иных организаций;
2) взыскание дебиторской задолженности;
3) привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных;
4) реорганизация юридических лиц;
5) содействие достижению соглашений юридических лиц с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т.ч. путем предоставления необходимых гарантий;
6) погашение задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности;
7) выделение юридическим лицам бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;
8) изменение установленного законодательством срока уплаты налогов и пени путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;
9) предоставление кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке.
Положение о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита, утвержденное Указом Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" (далее – Указ № 182), предусматривает предоставление налогового кредита, отсрочки и (или) рассрочки по налогам по решению Президента в целях предотвращения банкротства предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Под налоговым кредитом в данном случае понимают перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 3 лет при угрозе экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога. За пользование налоговым кредитом юридические лица уплачивают проценты в размере не менее 1/2 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты кредита.
Плательщику также может быть индивидуально предоставлена отсрочка и (или) рассрочка на сумму задолженности по налогам и пени на срок не более 1 года. При этом начисляются и уплачиваются проценты в размере не менее 1/4 ставки рефинансирования Нацбанка.
По налогам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, областные и Минский городскойСоветы депутатов вправе предоставлять налоговый кредит, отсрочку и (или) рассрочку уплаты налогов и пени по основаниям и в порядке, установленным этими органами.
При стремительном росте цен на энергоресурсы дополнительным способом "выжить" стала возможность использовать льготные цены (тарифы), а также получить отсрочку и (или) рассрочку погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию, образовавшейся на определенную дату. Такие преференции могут быть установлены на срок в пределах финансового года по решению Совета Министров по следующим основаниям:
1) угроза экономической несостоятельности (банкротства) потребителя в случае приобретения энергоресурсов по установленным в соответствии с законодательством ценам (тарифам);
2) угроза экономической несостоятельности (банкротства) потребителя в случае единовременного предъявления требования об оплате задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию.
Это предусмотрено Положением о порядке понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, а также предоставления отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию, утвержденным Указом № 182.
При грамотном применении всех возможностей по досудебному оздоровлению, а также мер, специально разработанных применительно к отдельному предприятию, вполне возможна ситуация выхода этого предприятия из состояния неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности. Соответственно исчезают необходимость и основания для признания хозяйствующего субъекта банкротом. В противном случае является целесообразной (а в предусмотренных законом случаях обязательной) подача заявления должника о банкротстве в хозяйственный суд.
Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения судом дела о банкротстве, перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, государственными органами, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждает хозяйственный суд.
Защитным периодом является процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого судом (не более 3 месяцев), в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
Процедуру защитного периода применяют только при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица.
При введении защитного периода хозяйственный суд назначает временного управляющего.
Защитный период – это этап завершения досудебного оздоровления и перехода к конкурсному производству, в процессе которого в полной мере реализуются меры по защите должника и восстановлению его платежеспособности. Дело об экономической несостоятельности (банкротстве) на данном этапе уже возбуждено.
Конкурсное производство хозяйственный суд возбуждает, если на основании заявления о банкротстве должника и отчета временного управляющего придет к выводу, что неплатежеспособность должника имеет или приобретает устойчивый характер.
Конкурсное производство направлено на оздоровление предприятия и предотвращение увеличения его долгов и включает процедуру санации или ликвидационное производство. Решение о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица принимается только при отсутствии оснований для проведения санации.
Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства руководитель организации отстраняется от работы, а управление делами и имуществом должника возлагается на назначенного судом антикризисного управляющего.
Важное значение для восстановления платежеспособности должника имеют следующие последствия открытия конкурсного производства:
– наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных обязательных платежей должника;
– приостанавливают начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженности должника;
– ограничивают возможность совершения сделок, связанных с имуществом должника;
– отменяют ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимают ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника;
– приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника;
– ограничивают возможности наложения нового ареста на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника, исполнения обязательств должника, права должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника;
– не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, предъявленным к исполнению в виде бесспорного (безакцептного) списания средств;
– запрещено удовлетворение требований учредителя (участника) должника – юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников), если иное не предусмотрено Законом.
Такие последствия предотвращают возрастание общей суммы долгов предприятия и в то же время не ограничивают возможности возврата имущества предприятия и взыскания дебиторской задолженности.
У антикризисного управляющего в целях сохранения имущества должника есть дополнительные возможности отказать в исполнении договора должника, не выполненного сторонами полностью или частично, в следующих случаях:
– если исполнение договора должника повлечет для должника убытки по сравнению с исполнением аналогичных договоров, заключаемых при сравнимых обстоятельствах;
– если договор заключен на срок более 1 года или рассчитан на получение должником положительных результатов только по истечении 1 года со дня заключения договора либо в долгосрочной перспективе;
– если исполнение договора невозможно в связи с недостаточной стоимостью имущества должника для его исполнения;
– если исполнение договора должника повлечет дополнительные убытки;
– если имеются иные обстоятельства, увеличивающие в процессе исполнения договора неплатежеспособность должника или препятствующие ее восстановлению.
Антикризисный управляющий осуществляет ряд мер, направленных на возврат имущества должника, включая предъявление требований о возврате имущества должника, находящегося во владении других лиц, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, передаче имущества, на которое наложен арест, о недействительности сделок должника (договоров дарения, залога и др.), о взыскании уплаченного долга, заработной платы и (или) иного вознаграждения с виновных должностных лиц, об отмене раздела имущества и т.д.
При возможности восстановления платежеспособности должника собрание кредиторов либо суд утверждает план санации, подготовленный антикризисным управляющим на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника.
План ликвидации должника разрабатывают только в случае отсутствия оснований для проведения санации должника либо как альтернативу плану санации.
Временные методические рекомендации по разработке плана финансового оздоровления утверждены Комитетом по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации РБ от 08.06.1998.
Для восстановления платежеспособности должника в соответствии с планом санации могут приниматься следующие меры:
– ликвидация дебиторской задолженности;
– исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
– перепрофилирование производства;
– закрытие нерентабельных производств;
– продажа части имущества должника;
– уступка требования должника;
– предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;
– продажа предприятия должника.
Перечень мер не является исчерпывающим.
Общий срок конкурсного производства при проведении санации по законодательству составляет 22 месяца, в течение которых действуют все возможности и ограничения, связанные с открытием конкурсного производства.
В случае же, когда нет смысла спасать нерентабельный бизнес и проводить санацию должника, предприятие ликвидируется.