Лжепредпринимательство – новый вид преступных посягательств в сфере экономики, хотя как общественно опасное явление оно возникло практически одновременно с предпринимательской деятельностью.
Имущественная выгода при лжепредпринимательстве может выражаться в различных формах, в т.ч. в форме получения налоговых льгот, кредитов, государственных заказов и др.
При исследовании данной проблемы можно выделить такие основные виды преступных действий в сфере экономических правоотношений, как деятельность фиктивных поставщиков и получателей, использование недействительных первичных учетных документов, ведение двойной бухгалтерии, манипуляции с ценными бумагами, сокрытие доходов от налогообложения и т.д.
При заключении сделок с недобросовестным партнером появляется проблема ответственности одного хозяйствующего субъекта за действия другого по уклонению от уплаты налогов.
На практике встречаются ситуации, когда хозяйственная операция подтверждается недействительными первичными учетными документами либо когда такая операция производится с участием субъекта хозяйствования, включенного в Реестр лжепредпринимательских структур, ведет который МНС РБ.
Ответственность за занятие лжепредпринимательской деятельностью
Законодательство РБ устанавливает как административную, так и уголовную ответственность за занятие лжепредпринимательской деятельностью.
Так, создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 500 базовых величин (ст. 12.12 Кодекса РБ об административных правонарушениях). Государственная регистрация вкачестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере (лжепредпринимательство), наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 6 лет (ч. 1 ст. 234 Уголовного кодекса РБ (далее – УК)). Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 234 УК, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Не следует забывать также и о налоговых и гражданско-правовых последствиях признания фиктивного характера за проведенными хозяйственными операциями.
В частности, лжепредпринимательская структура не уплачивает налоги, а добросовестная сторона на основании представленных ей первичных бухгалтерских документов принимает к вычету НДС, который якобы был уплачен второй стороной по сделке, завышает расходную базу.
В данной ситуации происходит недоплата налогов добросовестной стороной. В этом случае налоговым органом применяются санкции, т.е. начисляются пеня, штрафы, составляющие значительные суммы.
На основании первичных учетных документов могут быть сделаны различные выводы
Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможеннуютерриторию Республики Беларусь. Такая норма содержится в п. 5 ст. 107 Особенной части Налогового кодекса РБ.
При этом факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон)). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Минфином РБ (для Нацбанка РБ, банков – Нацбанком РБ), по формам, установленным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Как следует из п. 2 постановления Президиума ВХС РБ от 22.03.2005 № 11 "О рекомендациях по оценке первичных учетных документов для целей налогообложения" (далее – постановление № 11), в обязанность проверяемого субъекта (плательщика) не входит проверка первичных учетных документов на предмет принадлежности отправителю товара или нахождения в списке недействительных (аннулированных) бланков первичных учетных документов, информация о которых размещается в Электронном банке данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаков на сайтах БМРЦ (http://www.bisc.by) или МНС РБ (http://www.nalog.by).
Вместе с тем в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела, вытекающего из налоговых правоотношений, вывод об отсутствии у первичного документа юридической силы может быть сделан, в частности, если документ:
– оформлен от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые не зарегистрированы либо ликвидированы (прекратили деятельность) в установленном порядке;
– передан его владельцем другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для совершения хозяйственной операции в нарушение запрета, установленного законодательством;
– выдан лицом, местонахождение которого не соответствует месту его государственной регистрации и (или) месту постановки на налоговый учет;
– имеет неоговоренные исправления, следы уничтожения части текста, оттиски поддельных печати или штампа и т.п.
В случае представления контролирующим органом доказательств, достоверно подтверждающих, в частности, неучастие продавца товара или перевозчика, поименованных в первичном учетном документе, в обороте (отпуске, транспортировке) товара, вывод контролирующего органа о неправомерном уменьшении плательщиком в налоговом периоде общей суммы НДС за счет налоговых вычетов, произведенных на основании недействительных первичных учетных документов, или о неправомерном увеличении плательщиком своих расходов, произведенных на основании таких же документов, может быть признан хозяйственным судом обоснованным.
Лицо, на котором лежит бремя доказывания, не должно ограничиваться лишь ссылкой на то обстоятельство, что, например, изъятые в ходе проверки первичные учетные документы выданы на имя одного субъекта, но использовались другим субъектом предпринимательской деятельности (п. 3 постановления № 11). Напомним, что на основании ст. 229 Хозяйственного процессуальногокодекса РБ обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица возлагается на государственный орган, орган местного управления и самоуправления или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются. Субъекту доказывания необходимо представить суду доказательства, опровергающие сам факт осуществления проверяемым плательщиком конкретной хозяйственной операции (акты встречных проверок причастности того или иного субъекта (комиссионера, перевозчика, поверенного) к хозяйственной операции и т.п.).
Доказательствами отсутствия самого факта осуществления хозяйственной операции могут быть приговор суда по уголовному делу, свидетельские показания руководителей контрагента, данные в рамках уголовного дела, в ходе рассмотрения дела в хозяйственном суде, включение организации контрагента в спецреестр лжепредпринимательских структур, аннулирование товарно-транспортных накладных, акты встречных проверок и др.
Отметим, что дел, связанных с оспариванием решений налоговых органов о доначислении налогов и санкций проверяемым субъектам хозяйствования, вовлеченным в хозяйственные операции с участием лжепредпринимательских структур, недействительных первичных учетных документов становится все меньше. Это свидетельствует об эффективности как оперативно-розыскной работы органов финансовых расследований, направленной на пресечение подобной деятельности, так и профилактической и разъяснительной работыналоговых органов. Но соблазн занижения налогооблагаемой базы у отдельных субъектов хозяйствования по-прежнему остается высоким.
Пути совершенствования законодательства
В настоящее время лжепредпринимательство продолжает оставаться целенаправленной и организованной деятельностью определенного круга лиц, направленной на получение незаконных доходов и сверхдоходов. Вместе с тем мнение о том, что подобные сделки могут остаться незамеченными, ошибочно. Даже если плановая проверка субъекта хозяйствования не была включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с п. 5 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) может быть назначена внеплановая проверка при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 базовых величин. При проведении подобных проверок обязательным является проведение встречной проверки хозяйственных операций добросовестного контрагента.
Кроме того, эффективным противодействием со стороны государства могла бы стать разработка и законодательное закрепление правовых механизмов, позволяющих предупреждать и оперативно выявлять факты лжепредпринимательства, а также гарантировать и реально компенсировать понесенные потери субъектам хозяйствования, пострадавшим от такой деятельности. Коренным образом изменило бы сложившуюся ситуацию предлагаемое отдельными правоведами внесение изменений в действующую редакцию ст. 9 Закона в части установления прямого запрета на прием к оформлению первичных учетных документов по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, на прием к учету не имеющих юридической силы (недействительных) первичных учетных документов, а также введение обязательной проверки поступающих в бухгалтерию первичных учетных документов по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и по содержанию (законность документированных операций, взаимосвязь отдельных показателей), как это было предусмотрено в подп. 2.17, 2.19 п. 2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105.
Также анализ рассматриваемых хозяйственными судами дел данной категории указывает на высокую заинтересованность добросовестных контрагентов в свободном получении информации из Реестра МНС РБ об организациях, функционирующих как лжепредпринимательские структуры. Размещение подобной информации в свободном доступе позволило бы существенно снизить теневой оборот подобных структур.
Несмотря на то что субъект хозяйствования необязан проверять своего контрагента на добросовестность, советуем делать это, чтобы обезопасить себя от возможных финансовых потерь. Сведения о покупателе и дата реализации конкретного бланка являются открытыми и размещаютсяв Электронном банке данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаков на сайтахБМРЦ (http://www.bisc.by) или МНС РБ(http://www.nalog.by).