Одной из сфер налогового контроля является контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Справочно: полный список подконтрольных налоговым органам вопросов содержит п. 15 Перечня контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510).
Проверка организации по соблюдению ею законодательства о лицензировании должна проводиться за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Отметим, что 3-летнее ограничение не распространяется на случаи:
– проведения проверки по поручениям Президента, Президиума Совета Министров, Председателя Комитета госконтроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
– осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– проведения проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
– осуществления надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе;
– обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
– проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
– проведения проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
– осуществления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– проведения дополнительных и встречных проверок (п. 13 Указа № 510).
Нарушение можно предотвратить
Налоговые органы факт безлицензионной деятельности выявляют путем анализа поступившей выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также договоров, в которых указываются характеристики товара (вид выполняемых работ, оказываемых услуг). Такие сведения содержатся также и в документах, на основании которых производится реализация товаров (товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ и др.).
Рекомендации по недопущению такого вида нарушений очень просты. Организации следует:
1) определить все виды деятельности, которые она осуществляет.
Речь идет не только об основном виде осуществляемой организацией деятельности, но и о любых разовых и неосновных доходах;
2) проверить их на факт включения в действующий в настоящее время перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии).
Справочно: перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций содержится в приложении 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение № 450 и Указ № 450 соответственно)).
Вышеперечисленные действия позволят организации своевременно определить лицензируемый вид деятельности и избежать административной ответственности.
Теперь рассмотрим на примерах налоговую практику допускаемых организациями нарушений в части осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Пример 1
Организация осуществляет оптовую торговлю косметическими средствами.
В ходе налоговой проверки был установлен факт реализации небольшой партии лекарственных средств зарубежного производства. Данный вид деятельности включен в подп. 36.2.3. п. 36 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению № 450).
Организация в нарушение норм Указа № 450 и гл. 42 "Фармацевтическая деятельность" Положения № 450 осуществила без лицензии реализацию лекарственных средств зарубежного производства.
Пример 2
Организация "А", осуществляющая деятельность по закупке лома и отходов черных и цветных металлов, создана путем выделения из состава предприятия "Б" при его реорганизации. При этом у предприятия "Б" имелась соответствующая лицензия на осуществление деятельности по закупке лома и отходов черных и цветных металлов, которой ранее, до реорганизации, занималось предприятие. После реорганизации этим видом деятельности стала заниматься организация "А".
В ходе налоговой проверки указанных организаций проверяющие сопоставили виды деятельности, по которой организации получили за проверяемый период доходы при осуществлении деятельности по закупке лома и отходов черных и цветных металлов, с видами деятельности, на осуществление которых получены специальные разрешения (лицензии). В результате было установлено осуществление организацией "А" деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.
В изложенной ситуации организацией "А" не соблюдены требования гл. 6 "Внесение в лицензию изменений и (или) дополнений" Положения № 450.
Так, в случае реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования, слияния, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии (п. 69 Положения № 450).
Порядок получения лицензии определен: общий – в гл. 2 "Выдача лицензии", особенности – в гл. 17 "Деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов" Положения № 450.
Пример 3
Организация осуществляет розничную реализацию ветеринарных препаратов. Соответствующая лицензия была получена в установленном порядке. Однако по истечении срока ее действия новая лицензия была получена только спустя 4 месяца. В период отсутствия соответствующего разрешения организация вела розничную торговлю ветеринарными препаратами, что подтверждается товарными отчетами. Следовательно, в данном периоде допущено осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, и получен доход от деятельности без лицензии.
За осуществление деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность
Все вышеперечисленные в примерах нарушения влекут административную ответственность. Она предусмотрена ст. 12.7 "Незаконная предпринимательская деятельность" Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) и применяется к организациям:
– за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно;
– нарушение правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления.
Штраф для юридического лица установлен в размере до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишением права заниматься определенной деятельностью.
Важно! Под доходом от незаконной предпринимательской деятельности в целях применения ст. 12.7 КоАП понимается вся сумма выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. При этом, если доход получен в натуральной форме, его размер определяется в денежном выражении.
Срок привлечения к ответственности ограничен 3 годами
Организация, у которой будет выявлено нарушение, предусмотренное ст. 12.7 КоАП, должна знать, что 3-летнее ограничение действует не только в отношении сроков проведения проверки, но и при привлечении ее к административной ответственности за такое нарушение.
Сроки наложения административного взыскания установлены ст. 7.6 КоАП. Так, за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, к которой отнесены правонарушения в части безлицензионной деятельности, предусмотрен следующий срок – не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).
Иными словами, если к моменту составления акта проверки, которым может быть выявлено такое административное правонарушение, как предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, истек срок 3 года, то административная ответственность применяться не будет. Если же срок 3 года истек по части периода осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), то для целей применения административной ответственности рассматривается доход, полученный за период, по которому срок 3 года не истек.
С 1 января 2012 г. расширены полномочия налоговых органов в отношении организаций, осуществляющих лицензируемые виды деятельности
С 1 января 2012 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), налоговые органы имеют право:
– самостоятельно выносить лицензиатам требования (предписания) об устранении выявленных нарушений и устанавливать сроки их устранения (подп. 1.3-1 п. 1 ст. 81 НК);
– вносить представления в лицензирующий орган о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) в случаях, установленных законодательными актами РБ (подп. 1.3-2 п. 1 ст. 81 НК).
Налоговые органы при вынесении требования или представления должны соблюдать порядок, определенный гл. 7 "Приостановление, прекращение, возобновление действия, аннулирование лицензии" Положения № 450.
Решение о приостановлении действия лицензии (возможно на срок до 6 месяцев) принимает лицензирующий орган.
Налоговый орган при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий должен прежде всего:
– вынести лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и установить срок их устранения, который не может превышать 6 месяцев;
– сообщить в лицензирующий орган о вынесенном требовании (предписании) в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения.
Представление о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) налоговый орган должен представить лицензирующему органу в следующих случаях:
1) лицензиат не устранил в установленный срок нарушения, указанные в требовании (предписании);
2) лицензиат не представил в контролирующий орган письменное уведомление об устранении таких нарушений;
3) контролирующий орган выявил нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в т.ч. филиалом) особых лицензионных требований и условий (это лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются непосредственно в самой лицензии).
Справочно: действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении, вынесенном лицензирующим органом. При этом данный день не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.
Лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии в целом либо о приостановлении действия лицензии по указанным в ней одному или нескольким обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если Положением № 450 предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь. При этом действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.