Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах ее деятельности.
При получении целевого финансирования правильно оформите документы
Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", в ред. от 24.03.2010 № 156 ("НРПА РБ", 2005, № 105)
Указ устанавливает необходимость заключения договора, который обязывает получателя безвозмездной (спонсорской) помощи представлять организации или индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчет о ее целевом использовании (исключение сделано только для получателей помощи – физических лиц). При этом для юридических лиц вводится требование вести учет всех операций по использованию полученной ими безвозмездной (спонсорской) помощи.
Указ устанавливает освобождение от налогообложения полученных в рамках международной технической помощи (далее – МТП) и предназначенных для использования в ее проектах (программах) :
– товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, – по НДС, акцизам, таможенным пошлинам;
– денежных средств (в т.ч. в иностранной валюте) и иного имущества – по налогу на прибыль;
– оборотов по реализации (дальнейшей безвозмездной передаче) на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), передаваемых поставщиком проекта (программы) МТП и (или) получателем МТП для ее осуществления, – по НДС, местным налогам и сборам;
– имущества, приобретенного за счет или полученного в виде МТП для ее непосредственного осуществления, – по налогу на недвижимость на срок его целевого использования;
– доходов, получаемых физическими лицами из средств МТП, – по подоходному налогу.
Чтобы воспользоваться этой льготой, получатель МТП представляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет документы, подтверждающие поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) для осуществления проекта (программы) МТП.
При нецелевом использовании МТП налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов на основании законодательства.
Декрет устанавливает цели использования иностранной безвозмездной помощи (денежных средств, товаров (имущества), безвозмездно предоставляемых в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Беларуси), а также ответственность для организаций и физических лиц за нецелевое использование безвозмездной помощи. В частности, нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи профессиональными союзами, общественными объединениями, фондами, некоммерческими организациями, а также получение такой помощи политическими партиями и их организационными структурами (в т.ч. и однократное совершение такого нарушения) могут привести к ликвидации (прекращению деятельности) получателей.
Установленный порядок отражения в учете целевых средств следует соблюдать
Постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета", с изменениями и дополнениями ("НРПА РБ", 2003, № 104)
Информация о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных и других средств (например, дотаций на возмещение расходов по содержанию ведомственного жилищного фонда; дотаций на покрытие убытков; субсидий, полученных из бюджета в связи с государственным регулированием цен и тарифов; субсидий государственным организациям; потерь доходов, возмещаемых организациям по законодательству (за исключением налоговых льгот, отсрочки и рассрочки по уплате налогов)) в бухгалтерском учете отражается на счете 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования, отражаются по дебету счетов 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции с кредитом счета 86"Целевое финансирование", а начисленные к получению или перечисленные поставщикам (исполнителям) – по дебету счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 86 "Целевое финансирование".
Постановление устанавливает правила формирования информации о получении и использовании поступлений (денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товарно-материальных ценностей, работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности). При этом их стоимость определяется получателем исходя из цены аналогичных активов.
Получение целевых средств в виде денежных средств в бухгалтерском учете отражается записью: Д-т 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета" и др. – К-т 86 "Целевое финансирование".
Использование полученных денежных средств в бухгалтерском учете отражается записью: Д-т 86 "Целевое финансирование" – К-т 83 "Добавочный фонд" – при приобретении внеоборотных активов, используемых в деятельности организации.
Ежемесячно на сумму использованных целевых средств организация составляет отчет по форме согласно приложению к Инструкции № 17 (нарастающим итогом с начала года). Коммерческие организации прилагают отчет к годовой бухгалтерской отчетности в форме отдельного раздела (таблицы) пояснительной записки.
Утверждены формы бухгалтерской отчетности, в т.ч. отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию уставного фонда открытого акционерного общества (ОАО), по расчетам за акции, по продаже по конкурсу или на аукционе предприятия как имущественного комплекса.
В частности, операции, связанные с формированием уставного фонда ОАО, в бухгалтерском учете отражаются следующим образом: Д-т 86 "Целевое финансирование" – К-т 80 "Уставный фонд" – на сумму средств целевого финансирования (кроме полученных как взносы от других организаций на финансирование целевых программ), включая средства, полученные из бюджета.
Устанавливает порядок отражения в бухгалтерском учете предоставленной юридическим лицам (кроме банков и иных небанковских финансово-кредитных организаций) государственной поддержки в виде субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений, а также бюджетных займов и бюджетных ссуд, возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами. Все хозяйственные операции, связанные с получением финансовой помощи в бухгалтерском учете, отражаются по дебету счетов 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с кредитом счета 86"Целевое финансирование" – на сумму полученной финансовой помощи.
Постановление определяет порядок бухгалтерского учета расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее – НИОКР) и отражения в бухгалтерском учете результатов использования НИОКР в организациях-правообладателях (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций).
В частности, коммерческие организации-заказчики, выполняющие НИОКР на условиях долевого участия с бюджетными организациями, отражают операции по НИОКР следующим образом:
– по дебету счетов 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" – на сумму полученных заказчиком денежных средств на финансирование НИОКР;
– по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счетов учета затрат, денежных средств и расчетов – на сумму расходов, связанных с выполнением НИОКР;
– по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" – на сумму расходов, переданных дольщикам, соответствующих их доле в объеме выполненных НИОКР.
В числе особенностей организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности товариществами собственников Инструкция устанавливает, что к счету 86 "Целевое финансирование" открываются субсчета по следующим разделам:
– вступительные и иные взносы членов товарищества собственников;
– компенсации (субсидии) по оплате жилищно-коммунальных услуг;
– скидки льготным категориям населения;
– поступления от хозяйственной деятельности;
– прочие целевые поступления.
Установлено, что некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основе годовой сметы доходов и расходов. Для учета активов некоммерческой организации (вступительных, паевых и членских взносов, установленных в размерах, предусмотренных их учредительными документами; имущества и денежных средств, безвозмездно полученных от юридических и физических лиц и использованных по целевому назначению; денежных средств от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий; иных поступлений, не запрещенных законодательством) используется счет 86 "Целевое финансирование". При этом аналитический учет целевых средств ведется по их назначению в разрезе источников поступления.
Установлено, что информация по суммам предоставленного налогового кредита отражается по кредиту счета 86 "Целевое финанси-рование" (субсчет "Налоговый кредит"). При этом сумма использованного налогового кредита по целевому назначению отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 86 "Целевое финансирование" (субсчет "Налоговый кредит") в корреспонденции с кредитом счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" (субсчет "Налоговый кредит используемый").
В частности, списание использованного целевого финансирования в результате предоставления льгот по налогам и таможенным платежам в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный фонд", субсчет "Фонд пополнения собственных оборотных средств за счет целевых средств". Зачисление высвобождаемых средств в размере предоставленной льготы по уплате налогов, сборов (пошлин) отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (по соответствующим субсчетам) и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" (на отдельных субсчетах по направлениям использования).