Для проведения амортизационной политики в организации создают комиссию из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации (далее – комиссия) (п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).
Из вышесказанного явно следует, что процесс принятия решения комиссией всесторонне регламентирован.
Комиссии предоставлены достаточно широкие полномочия, в т.ч.:
1) выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам);
2) разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функций объекта;
3) распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств;
4) выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта исходя из установленных базовых режимов работы;
5) принятие решения о порядке распределения сумм начисленной амортизации в течение отчетного года (исходя из месячной нормы или суммы);
6) распределение месячных норм (сумм) амортизационных отчислений на протяжении года при сезонном характере работы организации исходя из годовой нормы (суммы) амортизации и длительности срока (количества месяцев) эксплуатации в течение года, утверждение сезонных месячных норм (приложение 1 к Инструкции № 37/18/6).
На практике оформлением и сопровождением работы комиссии в организации занимаются работники бухгалтерской службы.
Таким образом, необходимо провести достаточно большую и кропотливую работу по реализации полномочий, возложенных на комиссию, члены которой вместе с работниками бухгалтерии должны наряду с основной работой много времени тратить на выполнение этих функций и задач.
Назрела необходимость в методологической базе по формированию амортизационной политики организаций
Вместе с тем при проведении проверок нередко ставится под сомнение правильность принятых комиссией решений. Причем обращаем внимание, что перечень объектов основных средств, уже имеющихся или приобретаемых в организациях, довольно велик. Ввиду этого большое количество решений этой комиссии может быть признано неверными.
Не оспаривая компетентность работников контролирующих органов, как правило, имеющих одно или несколько профильных образований, возьмем на себя смелость утверждать, что компетенция комиссии, состоящей из узких специалистов с соответствующим образованием, все же выше.
По мнению автора, назрела необходимость в наличии четкой методологической основы при принятии решений комиссией, например при отнесении однотипных объектов к основным и оборотным средствам и др. Поэтому полагаем целесообразным:
1) закрепить в законодательстве исключительную компетенцию комиссии в пределах функций, установленных Инструкцией № 37/18/6. Для исключения случаев сговора либо невозможности принятия согласованных решений в спорных вопросах возможно привлечение в состав комиссии независимых экспертов;
2) разработать и утвердить рекомендации по принятию решений комиссией, в т.ч. установить конкретные критерии отнесения основных средств к тем или иным группам и позициям. В данных рекомендациях возможно привести наиболее сложные ситуации, возникающие в практике работы комиссии.
Появление таких рекомендаций поможет организациям в принятии обоснованных решений в пределах компетенции образованных ими комиссий, а также позволит избежать возможных споров с контролирующими органами.