Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда"* (далее – Указ № 181) значительно расширены полномочия нанимателей в сфере установления условий оплаты труда. В целях приведения в соответствие с Указом № 181 норм постановлений Правительства принято постановление Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 956 (далее – постановление № 956).
Постановление № 956 условно можно разделить на 2 части в отношении изменений:
– порядка регулирования общих вопросов оплаты труда работников;
– оплаты труда руководителей организаций.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩИХ ВОПРОСОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Внесены изменения в 5 постановлений Совета Министров, установившие следующие нормы.
1. Так как применение Единой тарифнойсетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) не является обязательным, организации могут не использовать при расчетах заработной платы своих работников тарифную ставку 1-го разряда. В связи с этим:
– уточнен порядок ограничения роста заработной платы работников организаций, получающих государственную поддержку.
Постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2001 № 623** установлено ограничение при повышении заработной платы работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при невыполнении условий оказанной государственной поддержки и иных преференций.
С принятием постановления № 956 названные организации не вправе повышать тарифные ставки (оклады) работников, если уровень среднемесячной заработной платы работников таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает уровень среднемесячной заработной платы работников по республике в целом, исчисленной нарастающим итогом с начала года, в течение периода действия получаемых ими от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и преференций;
– внесены изменения в порядок ограничения роста заработной платы работников организаций, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам.
Постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2001 № 1906*** предусмотрено ограничение при повышении заработной платы руководителям, их заместителям и главным специалистам организации государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, не ликвидировавших просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантию Правительства, в течение 3 месяцев со дня ее образования.
С принятием постановления № 956 названные организации не могут повышать оклады руководителям, их заместителям и главным специалистам, если их уровень среднемесячной заработной платы, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает 140 % от среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек за соответствующий период до ликвидации этой задолженности;
– определена гарантия в оплате труда работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
В случае направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, им в течение периода обучения за счет средств нанимателя будет осуществлена выплата заработной платы из расчета не менее тарифной ставки 1-го разряда, определенной Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Справочно: размер тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, установлен в размере 118 000 руб. (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 27.09.2010 № 1382).
Важно! В локальных нормативных актах в организации можно предусмотреть указанную выше гарантию в большем размере;
– уточнен порядок расчета среднего заработка лицам, выезжавшим на работу за границу без направлений государственных органов и организаций, для целей начисления пенсий.
Размер среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации с принятием постановления № 956 будет определен путем умножения минимальной заработной платы, установленной законодательством в месяце, предшествующем месяцу назначения пенсии, на тарифный коэффициент (кратный коэффициент тарифной ставки 1-го разряда), соответствующий профессии (должности) лица, работавшего за границей.
Тарифный коэффициент (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда) следует определять по последней профессии (должности), по которой лицо выполняло работу за границей, и соответствующему ей тарифному разряду ЕТС в месяце, предшествующем месяцу назначения пенсии, с учетом особенностей тарификации, установленной законодательством для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
2. Указом № 181 фактически отменено ограничение при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении, размера стимулирующих выплат, за исключением организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий.
В связи с этим постановлением № 956 отменена норма постановления Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651, в соответствии с которой убыточные коммерческие организации не могут начислять выплаты стимулирующего и компенсирующего характера сверх установленных законодательством размеров, производимых за счет затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении.
ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ТАК И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕТЕРПЕЛА ИЗМЕНЕНИЯ
При формировании условий оплаты труда руководителя организации, отражаемых в заключенном с ним трудовом контракте, необходимо учесть как требования законодательства, так и локальные условия, характерные для конкретной организации.
Напомним, что основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы начисления заработной платы руководителей организаций, являются:
– Трудовой кодекс РБ;
– постановление Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности" (далее – постановление № 1003);
– постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 "Об утверждении Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе" (далее – Инструкция № 122);
– постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2010 № 134 "Об утверждении Рекомендаций по применению типовых вариантов схем материального стимулирования руководителей организаций" (далее – Рекомендации);
– решения собственников имущества.
Постановление № 956 существенно изменяет порядок формирования заработной платы трударуководителей государственных организаций, в т.ч. вносит изменения в постановление № 1003 и утверждает новую редакцию Положения обусловиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее – Положение № 1003).
Важно! Фактически нормы постановления № 956 вступят в силу не с 20 июля 2011 г., а после внесения соответствующих изменений в контракты с руководителями организаций (п. 11 Положения № 1003).
Справочно: к государственным организациям для целей названных постановлений Совета Министров относятся организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 % (подп. 2.1 п. 2 постановления № 1003).
Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т.ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 % (далее – негосударственные организации), рекомендовано устанавливать условия оплаты труда руководителей на основе Положения № 1003 (п. 3 постановления № 1003), с учетом изменений, внесенных постановлением № 956.
В случае если принимается решение о применении Положения об оплате труда руководителей для руководителя негосударственной организации, в контракте с ним нужно сделать ссылку на применение норм постановления № 1003.
При этом необходимо неукоснительно соблюсти все требования Положения № 1003, включая обязанность снижения (лишения) премий и бонусов руководителям в случае реализации продукции (работ, услуг), не соответствующей требованиям стандартов, неосуществления мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасного труда в возглавляемой ими организации, а также необеспечения нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива.
Соблюдать установленный размер коэффициента соотношения необходимо в организации независимо от формы собственности
Основным требованием к определению условий оплаты труда руководителей организаций вне зависимости от формы их собственности является обязанность определения в их контрактах конкретного размера коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации (независимо от формы собственности) и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент соотношения).
Постановление № 956 предоставляет возможность устанавливать руководителям государственных организаций коэффициент соотношения в размере до 6,0. Коэффициент соотношения в размере от 6,0 до 8,0 включительно устанавливают по согласованию с Премьер-министром.
На практике для согласования коэффициента соотношения с Премьер-министром необходимо предъявить в Совет Министров представление соответствующего республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству, облисполкома, Мингорисполкома или Нацбанка (в отношении банков). После согласования такого представления с курирующим заместителем Премьер-министра его подают на рассмотрение Премьер-министра.
Важно! Если руководителю изменен установленный ранее коэффициент соотношения в сторону его увеличения, то расчет фактического коэффициента соотношения производите нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из его нового размера.
В контрактах руководителей негосударственных организаций размер коэффициента соотношения может быть установлен в размере до 8,0 без каких-либо дополнительных согласований.
Условия оплаты труда руководителей изменены и могут быть сформированы по 2 вариантам
Сравним состав заработной платы руководителей государственных организаций в новых условиях государственного регулирования с учетом добровольности применения ЕТС (см. табл. 1).
Рассмотрим порядок формирования отдельных элементов заработной платы на ситуации.
Ситуация
Численность работников организаций составила 320 человек. Тарифная ставка 1-го разряда, применяемая в организации, равна 300 000 руб.
1. Тарифная часть
Действующие условия
Тарифный оклад руководителя организации определен вышестоящим органом управления исходяиз численности организации, результатов работы, наличия самостоятельных обособленных структурных подразделений и т.д.
Тарифный оклад установлен на уровне 1 368 000 руб. (19-й разряд: 300 000 × 4,56).
Применены 2 вида повышений тарифного оклада руководителя организации (в размере по 50 % тарифного оклада).
Таким образом, должностной оклад руководителя составит:
1) 1 368 000 × 50 % / 100 % = 684 000 руб.;
2) 1 368 000 × 50 % / 100 % = 684 000 руб. (при условии выполнения установленного в контракте показателя);
3) 1 368 000 + 684 000 + 684 000 = 2 736 000 руб.
В данном случае тарифная часть заработной платы руководителя организации состоит из 4 элементов: тарифная ставка 1-го разряда, тарифный коэффициент и 2 вида повышений.
Новые условия
1-й вариант
Тарифную часть заработной платы определим исходя из среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности.
В такой ситуации возможен следующий алгоритм действий.
ШАГ 1. Установим вид экономической деятельности, к которому относится организация.
ШАГ 2. Определим размер оклада руководителя исходя из среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности.
Условно будем исходить из среднемесячной заработной платы по промышленности в размере 1 780 311 руб. Оклад руководителя в этом случае устанавливаем в размере 1 780 000 руб.
ШАГ 3. Применяем один вид повышения оклада руководителя организации, например в размере 50 %.
Таким образом, оклад руководителя составит:
1) 1 780 000 × 50 % / 100 % = 890 000 руб.;
2) 1 780 000 + 890 000 = 2 670 000 руб.
В данном случае тарифная часть заработной платы руководителя организации состоит из 2 элементов: оклада и повышения.
Важно! Не забудьте в контракте с руководителем организации или в ином акте органа, заключившего с ним контракт, определить порядок дальнейшего повышения такого оклада.
2-й вариант
Тарифную часть заработной платы определим на основе тарифных коэффициентов ЕТС либо тарифных коэффициентов тарифной сетки, устанавливаемых тарифными (местными) соглашениями, и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации.
Здесь возможно 2 варианта на основе:
– ЕТС;
– тарифных коэффициентов тарифной сетки, определяемых тарифными (местными) соглашениями.
Допустим, что тарифными (местными) соглашениями предусмотрен тарифный коэффициент по 19-му разряду в размере 5,12, а оклад при тарифной ставке 1-го разряда (300 000 руб.) составит 1 536 000 руб. (19-й разряд: 5,12 × 300 000).
Кроме того, будем применять один вид повышения тарифного оклада руководителя организации (руководителю организации в заключенном с ним контракте установлено повышение в размере 50 % оклада).
Таким образом, оклад руководителя составит:
1) 1 536 000 × 50 % / 100 % = 768 000 руб.;
2) 1 536 000 + 768 000 = 2 304 000 руб.
В данном случае тарифная часть заработной платы руководителя организации состоит из 3 элементов: тарифной ставки 1-го разряда, тарифного коэффициента и повышения.
Сформированные по одному из двух названных вариантов оклады являются базой для начисления всех видов выплат, относящихся к надтарифной части заработной платы.
Как видим, принятые изменения приведут в большинстве случаев к снижению тарифной части заработной платы руководителей организации и возможному увеличению надтарифной части, т.е. усилению стимулирующей роли заработной платы руководителя организации.
2. Структура надтарифной части заработной платы существенно изменилась
В структуре надтарифной части заработной платы:
1) увеличен размер надбавки со 100 % до 150 %;
2) отменена надбавка за увеличение объемов управленческого труда в размере 30 % должностного оклада.
Данная надбавка устанавливалась руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в порядке, предусмотренном законодательством, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций.
Важной особенностью данной надбавки являлось ее исключение из расчета коэффициента соотношения;
3) введена альтернатива: краткосрочный бонус или ежемесячная премия.
Проанализируем все плюсы и минусы этих выплат (см. табл. 2 и 3).
Отличительной особенностью применения бонуса по сравнению с применением ежемесячного премирования является его ориентация на качественные показатели (см. табл. 4).
Таким образом, возможно применение либо краткосрочного бонуса за счет прибыли, либо ежемесячной премии за счет затрат. Выбор остается за органом, заключающим контракт с руководителем организации;
4) увеличен размер материальной помощи руководителю с 1,7 до 2,0 окладов;
5) введена норма, в соответствии с которой нельзя в контракте с руководителем указывать выплаты, не предусмотренные в коллективном договоре либо ином локальном нормативном акте, действующем в организации;
6) удалено из оснований для обязательного снижения (лишения) премий и бонусов руководителям условие соблюдения установленного норматива запасов готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства.
С принятием постановления № 956 необходимо внести в определенном порядке изменения и дополнения в контракты с руководителями организаций.
Важно! Не забудьте внести в контракты руководителей организации состав социального пакета.
Социальный пакет применяется в организации в зависимости от ее финансового состояния, отражается в локальных нормативных правовых актах и может включать в себя приформировании условий оплаты труда руководителя следующее:
– добровольное страхование медицинских расходов;
– добровольное страхование жизни;
– добровольное страхование дополнительной пенсии;
– социальные выплаты (выплаты на погребение близких родственников, единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка);
– оплату за обучение в учреждениях образования, оплату (частичную оплату) детских дошкольных учреждений;
– предоставление средств на оплату (частичную оплату) найма жилого помещения;
– предоставление служебного автомобиля, мобильного телефона;
– предоставление санаторно-курортных путевок на оздоровление;
– оплату физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-массовых мероприятий, оплату услуг и абонементов и др.
______________________
* Указ Президента РБ опубликован в "ГБ", 2011, № 21, с. 26.
* Указ Президента РБ опубликован в "ГБ", 2011, № 21, с. 26.
** Постановление Совета Министров РБ от 28.04.2001 № 623 "Об оплате труда работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и иных преференций".
*** Постановление Совета Министров РБ от 30.12.2001 № 1906 "Об условиях оплаты труда работников коммерческих организаций государственной формы собственности либо с долей собственности государства в их уставном фонде, имеющих просроченную задолженность по иностранным кредитам".