Превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (далее – Указ № 361)).
Исключением из этого правила является случай снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой: подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства (часть четвертая подп. 1.1 п. 1 Указа № 361).
При этом установлено, что неизменная договорная (контрактная) цена корректируется в случаях изменения:
– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
– налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене;
– стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);
– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
– индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;
– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
Порядок расчетов за выполненные работы определяется нормами Гражданского кодекса и договором строительного подряда (п. 11 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361") (далее – Положение № 1553).
В развитие названных норм законодательства Минстройархитектуры приняло постановление от 28.03.2012 № 12 "О некоторых вопросах стоимости строительства" (далее – постановление № 12).
На кого распространяются нормы постановления № 12?
Постановление № 12 регулирует вопросы ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых за счет:
– средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов (полностью или частично);
– государственных внебюджетных фондов;
– внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;
– кредитов банков РБ под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполкомов.
Кроме того, действие постановления № 12 распространяется на вопросы регулирования ценообразования при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в т.ч. соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства.
При этом не забывайте о том, что при строительстве иных объектов решение о порядке (способе) формирования неизменной договорной (контрактной) цены принимает заказчик (застройщик) (п. 1 Положения № 1553).
Таким образом, нормы постановления № 12 могут быть реализованы при формировании окончательной цены практически по любому объекту, если такое желание изъявит заказчик.
Что регулирует постановление № 12?
Постановление № 12 состоит из 2 норм:
1) определены случаи завышения стоимости строительства;
2) установлен порядок определения сумм завышения стоимости строительства.
Завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
– стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком.
Напомним, что такой порядок определен Положением № 1553 и в документах, принятых в его развитие.
Таким образом, заказчик не вправе оплачивать стоимость строительства, сформированную на основании неизменной договорной (контрактной) цены с учетом ее последующей корректировки, в случаях, указанных в п. 10 Положения № 1553;
– не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями.
В данном случае идет речь о необходимости после определения неизменной договорной (контрактной) цены ее корректировать по факту. Положением № 1553 предусмотрено требование о корректировке цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (если это предусмотрено договором строительного подряда).
При этом ранее не были ясны сроки такой корректировки. Исходя из данной нормы постановления № 12 корректировка по этому основанию будет производиться по окончании каждого отчетного периода (как правило, месяца);
– фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.
Конкретный порядок определения завышения стоимости строительства установлен подп. 1.2 п. 1 постановления № 12.
С какого момента вступает в силу постановление № 12?
Постановление № 12 вступило в силу после его официального опубликования, т.е. с 10 апреля 2012 г. ("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 2012 г., № 40, 8/25209 (опубликовано 9 апреля 2012 г.)). С указанной даты его нормы необходимо учитывать при заключении договоров строительного подряда. Также нужно внести соответствующие изменения в ранее заключенные договоры.
Принятие постановления № 12, по мнению автора, должно повлечь изменения в состав документации, представляемой подрядчиком заказчику.