К числу основополагающих документов в области оплаты труда руководителей следует относить Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 (далее – Положение № 1003). Постановлением Правительства РБ от 15.07.2011 № 956 (далее – постановление № 956) этот документ изложен в новой редакции.
По сложившейся практике в развитие принимаемых Правительством решений в сфере регулирования оплаты труда руководителей организаций Минтруда и соцзащиты принимает свой нормативный правовой акт, где уточняются и разъясняются нормы таких решений. Аналогичные документы не позднее 1 сентября 2011 г. должны быть приняты и иными органами государственного управления.
Справочно: республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком обязаны привести в 2-месячный срок после 25 июля 2011 г. свои нормативные правовые акты в соответствие с нормами постановления № 956 (п. 4 постановления № 956).
Таким образом, заканчивается цепочка изменений в законодательстве в части либерализации порядка оплаты труда руководителей государственных и приравненных к ним организаций.
Важно! К государственным организациям для целей названных нормативных правовых актов относят организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %.
Комментируемым постановлением (далее – постановление № 78) внесены следующие изменения.
Постановлением № 956 предусмотрено 3 варианта установления окладов руководителя.
Так, оклады руководителей по решению органа, уполномоченного заключить контракт (далее – орган, заключивший контракт), могут устанавливаться:
– в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала отчетного года, предшествующий месяцу установления оклада;
– на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
– исходя из тарифных коэффициентов тарифной сетки, определенных тарифным (местным) соглашением, и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации.
Особенности формирования оклада руководителя
Постановлением № 78 определены следующие особенности при установлении оклада:
– в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности.
В случае наличия в организации дочерних и (или) подчиненных организаций для определения оклада руководителя можно применять любой из видов экономической деятельности этих дочерних и (или) подчиненных организаций по решению органа, заключившего контракт.
Пример
Организация осуществляет такой вид экономической деятельности, как связь, и имеет дочернее предприятие, занимающиеся научными исследованиями и разработками.
В этом случае орган, заключающий контракт, при формировании конкретного размера оклада руководителя вправе исходить из среднемесячной заработной платы по любому из названных видов экономической деятельности.
Обратим внимание, что филиалы и представительства – это обособленные подразделения юридического лица и они не являются юридическими лицами (ст. 51 Гражданского кодекса РБ). Таким образом, их вид экономической деятельности не может влиять на названный порядок формирования оклада руководителя;
– на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
В таком случае необходимо использовать приложение к Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением № 78.
Важно! Если в организации установлены 2 и более тарифные ставки 1-го разряда, то в целях определения оклада руководителя применяют одну из них (по решению органа, заключившего контракт).
Выплата надбавок
Постановлением № 78 сохранена ранее действовавшая возможность установления 2 надбавок:
– за увеличение объемов управленческого труда;
– за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой.
Надбавка за увеличение объемов управленческого труда в размере не более 30 % оклада может быть установлена руководителю эффективно работающей организации, приобретающей в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций на период не более 2 лет.
Надбавка за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой может быть установлена руководителю уполномоченной организации финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в размере не более 30 % оклада руководителя.
Указанные надбавки не учитывают при расчете коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент соотношения).
Премирование и годовой бонус
В постановлении № 78 уточнено, что премирование может быть произведено при выполнении показателей эффективности работы организации (в постановлении № 956 не было ссылки на эффективность).
Обратите внимание, что в постановлении № 78 дано определение понятию годового бонуса: единовременное поощрение за выполнение организацией установленных органом, заключившим контракт, показателей прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год. Таким образом, при формировании условий получения годового бонуса руководителем организации орган, заключивший контракт, должен определить и довести до организации соответствующие показатели прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год.
Коэффициент соотношения зарплат должны соблюдать все организации
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом устанавливается для всех руководителей организаций независимо от формы собственности (подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности").
Уточнены отдельные нюансы расчета коэффициента соотношения.
Важно! Если в соответствии с законодательством изменен установленный ранее коэффициент соотношения в сторону его увеличения, то расчет фактического коэффициента соотношения производят нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из его нового размера.
При этом фонд заработной платы и среднесписочную численность работников дочерних и подчиненных организаций можно по решению органа, заключившего контракт, учитывать при исчислении фактического коэффициента соотношения.
Таким образом, орган, заключивший контракт, принимает решение о включении фонда заработной платы и среднесписочной численности подчиненных организаций.
Данная норма не касается филиалов и представительств.
Выплаты, неучитываемые при расчете коэффициента соотношения, представим в сравнительной таблице.
В заключение отметим, что с учетом принятых нормативных правовых актов – постановления № 78 и постановления № 956 – органам, уполномоченным заключать контракты с руководителями государственных организаций, необходимо внести в установленном порядке изменения и дополнения в эти контракты.
Данные изменения относятся к существенным изменениям условий труда. Соответственно наниматель обязан предупреждать работника об этих изменениях письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 и 65 Трудового кодекса РБ).