Совершенствование ценообразования в строительстве
Основной целью комментируемого Указа № 361 (далее – Указ № 361) является необходимость совершенствования ценообразования в строительстве и внедрения в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен.
Напоминаем, что в Республике Беларусь либерализация ценообразования началась с 1 марта 2011 г. с принятием Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72).
Либерализация ценообразования в строительной отрасли начинается фактически с 1 января 2012 г. (с момента вступления в силу Указа № 361).
Расширены права Минстройархитектуры в сфере регулирования цен
Указом № 361 внесены, в частности, изменения в Указ № 72, которые расширили права Минстройархитектуры в сфере регулирования цен. Напомним, что в Указе № 72 определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Совет Министров, государственные органы (организации), в т.ч. и Минстройархитектуры. Сравнение перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые поручено регулировать Минстройархитектуры до вступления в силу Указа № 361 и после этой даты, рассмотрим в таблице.
Таким образом, с 20 сентября 2011 г. Минстройархитектуры будет дополнительно регулировать цены на жилье, за исключением финансируемого с использованием средств иностранных инвесторов.
Кроме того, в сферу регулирования данным министерством попали цены на строительные материалы, изделия, конструкции и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, финансируемых за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и областных исполкомов, Минского горисполкома.
Кроме того, в сферу регулирования данным министерством попали цены на строительные материалы, изделия, конструкции и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, финансируемых за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и областных исполкомов, Минского горисполкома.
Действующий порядок ценообразования при строительстве жилья в сельхозпредприятиях отменяется
Нормами Указа № 361 с 1 января 2012 г. отменяется действующий порядок формирования стоимости строительства (реконструкции) жилых домов (квартир), реконструкции объектов под жилые помещения в сельскохозяйственных организациях.
Для этого Указом № 361 внесены изменения в подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 30.08.2005 № 405 "О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях".
Порядок ценообразования стоимости строительства объектов будет изменен
Напоминаем, что в настоящее время порядок ценообразования в строительстве имеет ряд особенностей по сравнению с общим порядком ценообразования.
Так, с 1 января 2008 г. сметную стоимость строительства объектов определяют в ценах на эту дату с индексацией в действующий уровень цен по индексам цен в строительстве, утверждаемым в установленном порядке (подп. 1.6 п. 1 Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 676 "О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования" (далее – Указ № 676)).
В этих целях была разработана нормативно-справочная база для составления сметной документации и определения сметной стоимости при новом строительстве, реконструкции, ремонте, реставрации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий в базисных ценах на 1 января 2006 г.
Расчет затрат, учтенных в ресурсно-сметных нормах по состоянию на 1 января 2006 г., осуществлялся расчетным методом исходя из затрат, учтенных в ресурсно-сметных нормах 2000 г.
С 1 января 2012 г. в связи с принятием Указа № 361 данный порядок формирования стоимости строительства отменяется, также будут отменены нормативные правовые акты, его регулирующие.
Справочно: до 20 ноября 2011 г. Совет Министров приведет законодательство в соответствие с нормами Указа № 361.
Важно! Указ № 361 распространяется исключительно на порядок формирования стоимости строительства объектов и не распространяется на иные аспекты строительной деятельности, например на порядок формирования цен на строительные материалы.
Этапы разработки проектно-сметной документации и определения стоимости строительства
Исходя из норм подп. 1.1 п. 1 Указа № 361 весь процесс разработки проектно-сметной документации и определения стоимости строительства (расчетов в строительстве) разбит условно на 4 этапа.
1-й этап. Сметная документация на строительство объектов (далее – сметная документация) независимо от источников финансирования разрабатывается на основании:
– нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров.
Полагаем, что до 20 ноября 2011 г. будет принят соответствующий нормативный правовой акт, которым будет утвержден порядок определения названных нормативов;
– укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов.
Строительным организациям предоставлено право применять эти 2 варианта одновременно или по отдельности. На практике второй метод дополняется первым по мере производственной необходимости.
2-й этап. Сметная стоимость строительства объекта будет определяться на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.
Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используют прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики.
Напомним, что Минэкономики совместно с Минстройархитектуры ежегодно разрабатывает и утверждает прогнозный индекс цен в строительстве на 2-летний (3-летний) период (подп. 4.2 п. 4 Указа № 676).
3-й этап. На основании сметной документации будет формироваться неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в т.ч. этапов работ по строительству).
Данный порядок будет определен до 20 ноября 2011 г. Советом Министров.
4-й этап. Корректировка неизменной договорной (контрактной) цены будет производиться исключительно в случаях, предусмотренных Советом Министров.
Полагаем, что до 20 ноября 2011 г. Правительством или уполномоченным органом государственного управления будет утвержден соответствующий перечень случаев корректировки неизменной договорной (контрактной) цены.
В данном случае превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относят на финансовые результаты деятельности подрядчика, кроме случаев снижения фактической стоимости подрядных работ при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство с государственной поддержкой, когда подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства.
Важно! Нормы Указа № 361 будут касаться тех объектов, задание на проектирование которых будет получено после 1 января 2012 г. независимо от источников финансирования.
И в заключение отметим, что Указом № 361 также предусмотрена в заключаемом с заказчиком договоре строительного подряда возможность возложения на подрядчика функции по обеспечению разработки строительного проекта.