Можно все и всем!
С 28 июня 2011 г. в связи с принятием Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ № 181) отменен ряд нормативных правовых актов Минтруда и соцзащиты. Что повлечет за собой эта отмена?
Комментируемым документом отменено постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 "Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений" (далее – постановление № 60).
В связи с отменой при формировании условий оплаты труда применения Единой тарифной сетки работников РБ (далее – ЕТС) отменена и соответствующая Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – Инструкция № 60).
Что необходимо сделать в этой ситуации организациям республики?
1. Отменить в локальных нормативных актах (далее – ЛНПА) ссылки на постановление № 60. Данное изменение не относится к существенным изменениям условий труда, и соответственно наниматель не обязан предупреждать работника об их изменении письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 Трудового кодекса РБ, далее – ТК).
Пример 1
В Общих положениях Положения об оплате труда ООО "Свет" ранее было записано:
"Положение соответствует нормам Трудового кодекса РБ, Декрета Президента РБ от 18.07.2002 № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60, и иных нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда".
Теперь это может выглядеть так:
"Положение соответствует нормам Трудового кодекса РБ и иных нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда".
2. Если в ЛНПА в настоящее время указаны нормы постановления № 60 в виде отсылочных норм, то ввиду отмены постановления № 60 с 28 июня 2011 г. эти нормы являются недействующими.
Пример 2
Например, указано:
"В соответствии с нормами постановления № 60 работникам могут устанавливаться повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 % включительно, если больший размер не установлен законодательством.
Конкретный размер и условия установления данного повышения устанавливаются в заключенных с работником трудовых договорах (контрактах)".
Может быть написано:
"Конкретный размер и условия установления работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок устанавливаются в заключенных с работником трудовых договорах (контрактах)".
Отметим, что важно сохранить в ЛНПА, в т.ч. путем дублирования норм отмененного постановления № 60, те нормы, которые применяют в организации и не планируют отменять.
Пример 3
В организации до 28 июня 2011 г. применялась следующая норма:
"В соответствии с п. 22 Инструкции № 60 отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с 5-го разряда), приказом руководителя организации могут устанавливаться тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–2,48 включительно".
Может быть изложено:
"Отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с 5-го разряда), приказом руководителя организации могут устанавливаться тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–2,48 включительно".
При этом нормы могут в т.ч. и уточняться:
"Отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с 4-го разряда), приказом руководителя организации могут устанавливаться тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–3,5 включительно".
В данном случае наниматель также не обязан предупреждать работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК). При этом не допускается снижение размеров заработной платы работников на момент их введения (Указ № 181).
3. В Инструкции № 60 были определены нормы управляемости. Так как Инструкция № 60 отменена, то необходимо определить применяемые в организации нормы управляемости.
До 28 июня 2011 г. структурные подразделения могли создаваться с учетом следующих норм управляемости (п. 12 Инструкции № 60):
– управление – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;
– отдел – при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя.
С 28 июня 2011 г. структурные подразделения могут создаваться с учетом следующих норм управляемости:
управление – при наличии в его штате не менее 5 штатных единиц, включая должность руководителя;
– отдел – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 2 штатных единиц, включая должность руководителя.
4. Инструкция № 60 содержала приложения 1–3, которые определяли тарификацию работников организаций. В связи с ее отменой необходимо либо продублировать необходимую для организации тарификацию, либо разработать свою.
Пример 4
До 28 июня 2011 г. применялась следующая норма (см. табл. 1):
С 28 июня 2011 г. в ЛНПА может быть написано (приложение к Положению об оплате труда) (см. табл. 2):
В данном случае наниматель также не обязан предупреждать работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК).
Если есть производственная необходимость, тарификация может быть изменена (см. табл. 3). В этой ситуации необходимо известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за 1 месяц (ст. 65 ТК).
5. Необходимо проанализировать отраслевые нормативные акты по вопросам оплаты труда, применять их с учетом вышеизложенного и факта отмены с 28 июня 2011 г. Инструкции № 60 и внести соответствующие изменения в ЛНПА.
6. Всегда был актуальным вопрос повышения тарифных ставок, сдельных расценок по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее – коэффициент повышения) согласно приложению 4 к Инструкции № 60. Полагаем, может возникнуть вопрос компенсации заказчиком сумм, направляемых на выплату данного вида повышения, так как это с 28 июня 2011 г. не предусмотрено законодательством.
В данном случае рекомендуем учесть данный вид повышения в составе тарифных ставок и сдельных расценок соответствующих работников.
Коммерческие организации не обязаны повышать тарифную ставку 1-го разряда
Отменено постановление Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34 "Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями" (далее – Инструкция № 18/23/34).
Указом № 181 установлено 2 условия при повышении тарифных ставок (окладов):
– необходимо повышение эффективности хозяйствования;
– повышение производится в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом.
В соответствии с названной нормой Указа № 181 и в связи с отменой Инструкции № 18/23/34 порядок повышения в государственных организациях должен определяться в ЛНПА.
Таким образом, отменена обязанность государственных организаций (в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %):
– повышения тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от роста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.
Организации в ЛНПА должны прописать свой порядок повышения тарифной ставки 1-го разряда, возможно продублировав уже действующий порядок.
Пример 5
До 28 июня 2011 г. применялась следующая норма:
"Повышение тарифной ставки 1-го разряда производится в пределах имеющихся средств на оплату труда в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34".
С 1 июня 2011 г. в ЛНПА может быть записано:
"Повышение тарифной ставки 1-го разряда производится в меру роста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года".
В случае если есть производственная необходимость, показатель может быть изменен:
"Повышение тарифной ставки 1-го разряда производится в меру роста производительности труда в сопоставимых ценах нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года";
– наличия дифференцированного размера (норматива) повышения тарифной ставки 1-го разряда до 1,0 включительно на каждый процент прироста объемов производства продукции, товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах (производительности труда или иного установленного показателя) в зависимости от эффективности финансово-экономической деятельности, уровня оплаты труда и других факторов;
– наличия согласования размеров тарифных ставок 1-го разряда в организациях, находящихся в подчинении либо входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, областных и Мингорисполкома, осуществляется по согласованию с данными органами государственного управления.
При этом сохраняются следующие условия повышения тарифной ставки 1-го разряда, так как это предусмотрено иными нормативными правовыми актами:
– отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (постановление Совета Министров РБ от 12.12.2001 № 1794 "О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики");
– юридические лица и индивидуальные предприниматели при невыполнении ими условий оказанной государственной поддержки и иных преференций не могут повышать применяемую при расчетах заработной платы работников тарифную ставку 1-го разряда, если уровень среднемесячной заработной платы работников таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает уровень среднемесячной заработной платы работников по республике в целом, исчисленной нарастающим итогом с начала года, в течение периода действия получаемых ими от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и преференций (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 28.04.2001 № 623 "Об оплате труда работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки и иных преференций");
– непревышение установленного нормативными правовыми актами базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда с учетом дифференцированных отраслевых коэффициентов (для организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе) (постановление Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций").
Как государственный регулятор размера имеющихся финансовых возможностей в государственных организациях сохраняет свое действие п. 4 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики".
Таким образом, государственные организации при принятии решения о повышении тарифных ставок (окладов) должны будут учитывать размер установленного им дифференцированного норматива формирования фонда заработной платы на 2011 г.
От редакции:
Как стало известно редакции, в Минтруда и соцзащиты в настоящее время готовятся рекомендации по особенностям формирования порядка оплаты труда работников организации в новых условиях.