– работникам бюджетных организаций, государственным служащим и определенным категориям военнослужащих, а также лицам, приравненным к названным категориям работников;
Весьма важным является то, что единовременную материальную помощь, предоставленную указанным категориям граждан для закупки сельскохозяйственной продукции, не облагают подоходным налогом с физических лиц и взносами на государственное социальное страхование. При этом установлено, что финансирование расходов на выплату единовременной материальной помощи будет осуществляться за счет источников, из которых производят выплату заработной платы, денежного довольствия, пенсий, пособий.
Порядок оказания единовременной помощи иным категориям работников
Что касается иных категорий работников, то с целью обеспечения равных возможностей граждан руководителям организаций, на работников которых не распространено действиеУказа № 417, рекомендовано выплатить единовременную материальную помощь своим сотрудникам исходя из финансовых возможностей организаций.
Основная масса работников, относящаяся к иным категориям, – это работники коммерческих организаций. Данные организации могут быть как государственной, так и частной формы собственности. Напомним, что к коммерческим организациям относят организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 46 Гражданского кодекса РБ).
Вместе с тем порядок и размеры дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера в коммерческих организациях устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ).
Таким образом, формально теряется необходимость в вышеназванной рекомендательной норме Указа № 417.
Как выполнить рекомендации Указа № 417 коммерческим организациям?
Как уже отмечалось, руководителям организаций, на работников которых не распространяется действие Указа № 417, рекомендовано выплатить единовременную материальную помощь работникам исходя из финансовых возможностей организаций (п. 6 Указа № 417).
Таким образом, государственные коммерческие организации должны будут произвести соответствующие выплаты. Частные коммерческие организации, возможно, также не оставят без внимания данную норму Указа № 417.
В связи с этим у коммерческих организаций возникает проблема: как обеспечить рекомендуемый государством размер единовременной материальной помощи для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции в размере 500 тыс. руб.?
Во многих коммерческих организациях в действующих локальных нормативных правовых актах уже предусмотрена возможность оказания различного рода единовременной материальнойпомощи, в т.ч. для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции. Однако эти выплаты производят за счет прибыли, остающейся в распоряжении после налогообложения.
Кроме того, по данным официальной статистики, в Республике Беларусь по состоянию на 1 августа 2011 г. было 720 убыточных организаций. Естественно, получить работникам этих организаций такую единовременную материальную помощь весьма проблематично – на это просто нет соответствующего источника.
Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" с 1 июня 2011 г. для всех коммерческих организаций (за исключением субъектов естественных монополий) сняты ограничения по размеру стимулирующих выплат, относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), и разрешено полностью включать их в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании.
Следовательно, коммерческие организации вправе выплатить на основании соответствующего решения нанимателя единовременную премию, например за выполнение отдельных показателей финансово-экономической деятельности организации за I полугодие (9 месяцев) 2011 г. в размере 500 тыс. руб., и включить данные суммы в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании. Однако в таком случае необходимо начислить и уплатить в бюджет налоги и обязательные платежи в установленном законодательством порядке в случае превышения льгот.
Проблему можно решить, создав равные условия для всех
Полагаем, что было бы целесообразно с учетом сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь расширить сферу действия Указа № 417 (а возможно, и последующих законодательных актов в будущем) и установить, что единовременная материальная помощь, предоставленная для закупки сельскохозяйственной продукции, не облагается подоходным налогом с физических лиц и взносами на государственное социальное страхование, а также относится на затраты при обложении налогом на прибыль в пределах 500 тыс. руб. во всех организациях.
Ведь если финансирование расходов на выплату единовременной материальной помощи для определенных Указом № 417 категорий работников предусмотрено, по сути дела, за счет бюджетных источников, то для работников других организаций можно сделать то же самое путем уменьшения налога на прибыль организаций.
Таким образом, данная мера позволила бы усилить социальную защиту граждан, создав равные условия для всех.