1) управление – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;
С 29 июня 2011 г. действуют новые условия определения норм управляемости
С 1 июня 2011 г. коммерческим организациям Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" предоставлено право самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.
В развитие этой нормы с 29 июня 2011 г. постановление № 60 утратило силу. Соответственно отменены установленные ранее нормы управляемости структурных подразделений коммерческих организаций. В настоящее время действуют рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67. При этом в данныхрекомендациях о нормах управляемости речи уже не идет.
Таким образом, в связи с отменой постановления № 60 в коммерческих организациях возможно определить применяемые в организации нормы управляемости, предусмотрев их в локальных нормативных актах. К примеру:
1) управление – при наличии в его штате не менее 5 штатных единиц, включая должность руководителя;
2) отдел – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя;
3) сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 2 штатных единиц, включая должность руководителя.
На практике существуют разные мнения по вопросу норм управляемости в коммерческих организациях
Вместе с тем специалисты в этой области дают ссылки на нормы рекомендаций по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 09.03.2004 № 25 (далее – Рекомендации № 25).
Целью данных рекомендаций являлась необходимость к 1 июня 2004 г. привести в соответствие структуру коммерческих организаций, входящих в состав органов государственного управления, со структурой этих органов.
При этом Рекомендации № 25 применяют исключительно при разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 %. При разработке структуры аппарата управления рекомендовано учитывать следующие нормы управляемости:
1) управление, службу создают при численности работников в их штате не менее 7 человек (включая должность руководителя);
2) отдел создают при численности работников в его штате не менее 4 человек, включая должность руководителя;
3) сектор (бюро, группу) создают при численности работников в его штате не менее 3 человек, включая должность руководителя;
4) при необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться:
– в управлении (службе) – отделы, секторы (бюро, группы);
– в отделе – секторы (группы) (п. 14 Рекомендаций № 25).
Данные нормы управляемости должны применять министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы, Минский горисполком при согласовании структуры подведомственных организаций в виде схемы, которую в равной мере распространяют на все подчиненные организации (п. 13 Рекомендаций № 25).
Таким образом, если коммерческая организация является государственной или организацией с долей собственности государства в уставном фонде более 50 %и ей не доведена органом госуправления структура управления по организации в целом и обособленнымструктурным подразделениям с учетом определенного норматива и норм управляемости, то организация вправе разрабатывать и устанавливать свои нормативы управляемости в локальных нормативных правовых актах.
На основе согласованной структуры рекомендовано разрабатывать типовые схемы управления по подотраслям и группам организаций, объединенных по определенным видам деятельности, типам и объемам производства (работ, услуг) и т.д. (п. 13 Рекомендаций № 25).
Например, такое решение было принято еще в 2004 г. в целях дифференциации штатных нормативов численности работников аппарата управления и утверждения их по конкретным организациям системы Минстройархитектуры.
В этих целях организациями системы Минстройархитектуры на основе согласованной структуры были разработаны структуры управления по организации в целом и обособленным структурным подразделениям с учетом отраслевой специфики, установленного норматива и норм управляемости и представлены на утверждение в названное министерство (письмо Минстройархитектуры РБ от 14.05.2004 № 04-1-12/2045 "Об утверждении штатных нормативов численности аппарата управления и типовых структурах").
В настоящее время данная работа завершена. В связи с этим с учетом изменившихся норм законодательства у министерств и других органов государственного управления есть возможность пересмотреть разработанные структуры подчиненных организаций и тем самым расширить права подчиненных организаций при формировании структуры этих организаций.
Кроме того, существуют мнения, что при разработке норм управляемости возможно применять нормы постановления Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее – постановление № 6):
1) должность начальника управления вводят при наличии в штате не менее 7 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность начальника управления;
2) должность начальника отдела – при наличии в штате не менее 4 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность начальника отдела;
3) должность заведующего сектором – при наличии в штате не менее 3 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность заведующего сектором.
Однако отметим, что постановление № 6 устанавливает условия оплаты труда исключительно для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Выводы
На основании изложенного считаем необоснованным стремление к тому, чтобы структуры бюджетных организаций и органов государственного управления становились эталоном при разработке структур коммерческих организаций по причине различных целей их создания. Напомним, что основной целью создания коммерческих организаций является необходимость получения прибыли.
В связи с этим предлагаем дать возможность коммерческим организациям, в т.ч. государственным, устанавливать нормы управляемости своих структурных подразделений самостоятельно с учетом производственной необходимости, а не с учетом рекомендаций 7-летней давности.