Термины постановления № 87 приведены в соответствие с терминами, применяемыми в Соглашении от 25.01.2008
В постановлении № 87 в целях исчисления НДС и акцизов термин "таможенная территория Республики Беларусь" заменен на "территория Республики Беларусь", а термин "государства – участники таможенного союза" – на "государства – члены таможенного союза".
Справочные данные налоговой декларации (расчета) по НДС будут содержать сведения о реализации товаров в Республику Казахстан
В разд. IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС "Другие сведения, связанные с налогообложением (справочно)" будет дополнительно указываться следующая информация:
– облагаемый по ставке 0 % оборот по реализации товаров, вывезенных на территорию Республики Казахстан (стр. 8.2);
– облагаемый по ставке 20 % оборот по реализации товаров, вывезенных на территорию Республики Казахстан (стр. 9.2);
– облагаемый по ставке 10 % оборот по реализации товаров, вывезенных на территорию Республики Казахстан (стр. 11.2).
Часть II налоговой декларации (расчета) по НДС заполняется отдельно по Российской Федерации и отдельно по Республике Казахстан
В части II налоговой декларации (расчета) по НДС предусмотрено указание кода государства – члена Таможенного союза, с территории которого ввезен товар. Поэтому при ввозе в одном налоговом периоде товаров из Российской Федерации и Республики Казахстан часть II налоговой декларации (расчета) по НДС заполняется дважды – отдельно по товарам, ввезенным из Российской Федерации, и отдельно по товарам, ввезенным из Республики Казахстан.
Код государства определяется в соответствии с общегосударственным классификатором ОКРБ 017-99 "Страны мира", утвержденным постановлением Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ от 16.06.1999 № 8. Например, для Республики Казахстан установлен код 398, а для Российской Федерации – 643.
Данный классификатор используется также для указания кодов стран в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Увеличение налоговой базы по ввозимым товарам производится, если эти товары были приняты на учет до 1 июля 2010 года
По товарам, ввозимым из Российской Федерации и Республики Казахстан, налоговая база определяется без учета каких-либо дополнительных расходов, связанных с приобретением товара. Это следует из Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по товарам).
По нормам Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (далее – Положение) при определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки до 1 июля включались следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):
а) по доставке товара, в т.ч. расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
б) страховая сумма;
в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
По импортированным товарам, принятым на учет с 1 июля 2010 г. (включая товары, импортированные белорусскими комиссионерами, поверенными), исчисление и уплата косвенных налогов производятся в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 и Протоколом по товарам (см. письмо МНС РБ от 07.07.2010 № 4-1-14/3511 "О порядке администрирования косвенных налогов в таможенном союзе").
Поэтому по стр. 6–9 разд. I части II налоговой декларации (расчета) по НДС отражаются изменение налоговой базы по товарам, импортированным на территорию Республики Беларусь и принятым на учет до 1 июля 2010 г., ставка и сумма НДС в случае, если на момент исчисления НДС были известны не все расходы, увеличивающие налоговую базу по таким товарам.
Введены коды платежей в бюджет по НДС и акцизам по товарам, ввозимым из Республики Казахстан
Справочник кодов платежей, зачисляемых в республиканский и местные бюджеты, дополнен кодами по НДС на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь из Республики Казахстан (код 1005), и по акцизам на товары, ввозимые на территорию Беларуси из Республики Казахстан (код 1424).
В связи с этим приложение 29 к постановлению № 87 "Справочник групп подакцизных товаров" дополнено соответствующей информацией. Код платежа указывается в части I налоговой декларации (расчета) по акцизам.
Положения постановления № 59 применяются с учетом разъяснений МНС
В отношении операций по товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов Таможенного союза с 1 июля 2010 г., и операций по товарам, импортированным на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза и принятым на учет с 1 июля 2010 г., налоговая декларация (расчет) по НДС и налоговая декларация (расчет) по акцизам заполняются с учетом требований Соглашения от 25.01.2008, Протокола по товарам (подп. 1.4.2 п. 1 постановления № 59).
Кроме того, согласно подп. 1.4.5 п. 1 постановления № 59 п. 14 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением № 87 (далее – Инструкция № 87), дополнен следующим текстом: "строки 8.2, 9.2, 11.2 заполняются в отношении оборотов по реализации товаров, вывезенных с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан с 1 июля 2010 г.".
Однако по нормам письма МНС РБ от 07.07.2010 № 4-1-14/3511 в отношении экспортированных товаров Соглашение от 25.01.2008 необходимо применять по товарам, отгруженным с 1 июля 2010 г.
В письме МНС РБ от 18.08.2010 № 4-2-14/1752 указано, что в связи со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного союза и соответственно отменой с указанной даты таможенного оформления товаров с Республикой Казахстан:
– взимание косвенных налогов осуществляется налоговыми органами согласно Протоколу по товарам, ввезенным с 6 июля 2010 г. (а не с 1 июля 2010 г.) на территорию Республики Беларусь из Республики Казахстан;
– подтверждение обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % (освобождения от акцизов) по товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан в условиях таможенного оформления и таможенного контроля (т.е. до 6 июля 2010 г.), производится плательщиком в порядке, установленном ст. 102 и 114 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Вместо некоторых документов экспортер вправе представлять реестры
Подпунктом 11.3 п. 11 Инструкции № 87 была предусмотрена возможность при реализации товаров в Российскую Федерацию экспортеру представлять в налоговый орган для обоснования нулевой ставки НДС:
– вместо документов, указанных в абз. 3 и 7 п. 2 разд. II Положения (документы, подтверждающие поступление оплаты от покупателя, и товаросопроводительные документы. – Прим. авт.), – реестры таких документов с указанием наименований документов, их номеров и дат, стоимости товаров и сумм поступившей выручки;
– вместо выписки банка (ее копии), подтверждающей фактическое поступление денежных средств (за товар) от покупателя товара на счет плательщика, – платежную инструкцию (ее копии), подтверждающую фактическое поступление денежных средств (за товар) от покупателя товара на счет плательщика.
Указанные положения из Инструкции № 87 исключены.
Однако письмом МНС РБ от 18.08.2010№ 4-2-14/1752 "О взимании косвенных налогов в таможенном союзе" предусмотрено, что "документы, указанные в подпунктах 2) и 4) пункта 2 статьи 1 Протокола (документы, подтверждающие поступление оплаты от покупателя, и товаросопроводительные документы. – Прим. авт.), не представляются, если плательщиком представлен реестр таких документов с указанием наименований документов, номеров и дат документов, стоимости товаров и сумм поступившей выручки. Реестр заверяется печатью и подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица)".
Выручка должна поступить в полном объеме
Подпунктом 11.3 п. 11 Инструкции № 87 было предусмотрено, что "в строке 8 отражается полная стоимость отгруженного товара, если сумма поступивших денежных средств меньше стоимости отгруженных товаров на сумму удержанной комиссии банка".
То есть если выручка продавцу поступила не в полном объеме из-за того, что банк удержал комиссию, то нулевая ставка НДС все равно применялась в полном объеме.
Теперь ввиду того, что данной нормы нет в Инструкции № 87, а также в связи с отсутствием соответствующих разъяснений МНС РБ на сумму непоступившей комиссии продавец не сможет применить ставку НДС в размере 0 %, а будет применять ставку, действующую при реализации данного товара на территории Республики Беларусь.
Например, при реализации товара, облагаемого на территории Республики Беларусь по ставке 10 %, сумма непоступившей выручки в сумме комиссии банка будет облагаться НДС по ставке 10 %.
Аналогичные нормы о возможности применения освобождения от акцизов в полном объеме были предусмотрены п. 39 Инструкции № 87. Из-за исключения данной нормы и отсутствия соответствующих разъяснений МНС РБ в части суммы комиссии банка не будет применено освобождение от акцизов.
Новый порядок подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров через белорусских посредников
В Инструкции № 87 (подп. 11.3 п. 11) были установлены требования по применению нулевой ставки НДС при реализации товаров белорусской организацией в Российскую Федерацию через комиссионера – тоже белорусскую организацию. Особенности подтверждения нулевой ставки НДС в данном случае связаны с тем, что основная часть документов, подтверждающих такую ставку, есть у комиссионера, а применяет нулевую ставку комитент.
До принятия постановления № 59 было предусмотрено, что при реализации организациями и (или) индивидуальными предпринимателями товаров в Российскую Федерацию по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам (далее – собственник) через белорусские организации и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (далее – посредник) в стр. 8 собственником отражается налоговая база по операциям по реализации таких товаров при условии представления в налоговый орган:
– копии договора комиссии, поручения или иного аналогичного договора, копии договора, на основании которого осуществляется реализация товара посредником, копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров посреднику и отгрузку товаров покупателям;
– заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление) с отметкой об уплате налога, заполненного посредником на основании третьего экземпляра заявления, поступившегоот покупателя – резидента РФ с соответствующей отметкой. Для этого посредник заполняет 3 экземпляра заявления по каждому собственнику, которые представляются им в налоговый орган по месту постановки на учет вместе с 3-м экземпляром заявления, поступившим от покупателя – резидента РФ. Налоговый орган после проставления отметки об уплате налога в Российской Федерации (о наличии освобождения) возвращает 2 экземпляра заявления посреднику для последующей передачи одного из них собственнику;
– выписки банка (ее копии) или платежной инструкции (ее копии), подтверждающей фактическое поступление денежных средств от покупателя товара на счет посредника, выписки банка (ее копии) или платежной инструкции (ее копии), подтверждающей фактическое поступление денежных средств от посредника на счет собственника.
С 1 июля 2010 г. в связи с введением информационного сообщения и разд. III заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов информация о комитенте будет в заявлении и комитент сможет применить нулевую ставку на основании заявления, поступившего из Российской Федерации или Республики Казахстан.
Нет отсрочки по сбору документов для работ (услуг) по ремонту транспортных средств
Подпунктом 11.3 п. 11 Инструкции № 87 была предусмотрена отсрочка в 90 дней по отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС оборота по реализации работ, услуг по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (их частей).
Постановлением № 59 данное положение отменено, поэтому отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС оборотов по реализации таких работ, услуг производится исходя из момента фактической реализации.
Кроме того, необходимо учитывать, что нулевая ставка НДС по таким работам, услугам установлена ст. 102 НК и применяется только в отношении работ и услуг по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации.
В отношении Республики Казахстан нулевая ставка НДС по таким работам (услугам) не предусмотрена.
Изменен порядок возврата НДС и акцизов при возврате товаров продавцу
До принятия постановления № 59 подп. 16.1 п. 16 Инструкции № 87 было установлено, что "при возврате ввезенных товаров на территорию государств – участников таможенного союза в месяце принятия их на учет отражение этих товаров в разделе I части II не производится. При возврате ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляется налоговая декларация (расчет) по НДС, включающая часть II с внесенными изменениями и (или) дополнениями...".
В новой редакции подп. 16.1 п. 16 Инструкции № 87, которая полностью соответствует Протоколу по товарам, установлено, что "в случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации ввезенных товаров в месяце принятия их на учет отражение этих товаров в разделе I части II не производится. При возврате таких ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляется налоговая декларация (расчет) по НДС, включающая часть II с внесенными изменениями и (или) дополнениями ...".
То есть представить уточненную налоговую декларацию (расчет) по НДС будет возможно только при наличии у покупателя (комиссионера) подтверждения продавцом товара причины возврата – ненадлежащего качества товара и (или) ненадлежащей комплектации. Аналогичные положения введены для возврата акцизов по подакцизным товарам.