Закон разработан с учетом некоторых изменений и дополнений в бюджетно-финансовой и налоговой политике страны.
В частности, формирование инновационных фондов республиканскими органами государственного управления и иными приравненными к ним государственными организациями предусмотрено осуществлять за счет отчислений в размере 10 % от налога на прибыль, уплачиваемого в республиканский бюджет организациями, находящимися в их подчинении (входящими в их состав). Формирование указанных фондов за счет средств уплачиваемого организациями налога на прибыль позволит сохранить в распоряжении субъектов хозяйствования средства в размере около 2,7 трлн. руб.
В 2013 г. вводится неналоговый платеж для газоснабжающих организаций, в связи с чем входящие в состав ГО "Белтопгаз" газоснабжающие организации будут ежемесячно перечислять в республиканский бюджет средства в сумме, эквивалентной 25,63 долл. США за 1 000 м3 природного газа, реализованного потребителям страны (за исключением населения, религиозных организаций, детских домов семейного типа, детских деревень (городков)). Поступления в бюджет от данных отчислений запланировано в объеме более 4 трлн. руб.
Доходы, поступающие от роста ВВП и аккумулированные в резервных фондах Президента и бюджетов областей и г. Минска сверх размеров, установленных Бюджетным кодексом, будут направлены на дополнительное финансирование.
Переход с 2013 г. к уплате юридическими лицами страны в бюджеты всех уровней части прибыли (дохода) независимо от уровня рентабельности в размере 20 % позволит установить единые условия хозяйствования для всех юридических лиц и определить конкретную долю, которая подлежит перечислению государству как собственнику.
Законом установлены нормативы отчислений:
– от налога на прибыль, уплачиваемого субъектами хозяйствования, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, а также другими приравненными к ним организациями:
получаемого на территории соответствующей области, в доходы республиканского бюджета и консолидированного бюджета области – по 50 %;
получаемого на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета – 100 %;
– НДС, получаемого на территории Республики Беларусь, в доходы республиканского бюджета – 70 %, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска – 30 %, в т.ч. в разрезе бюджетов областей – от 3,36 % (Гродненская обл.) до 4,53 % (Гомельская обл.); в бюджет г. Минска – 5,97 %.
Доходы бюджета
Доходы республиканского бюджета на 2013 г. определены в объеме 121 720 312 608 тыс. руб. (19,3 % ВВП).
Формирование доходной части бюджета осуществляется за счет поступлений от налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.
Темпы роста доходов бюджета в 2013 г. к предшествующему году запланированы на уровне 126,1 %. В свою очередь, поступление налоговых доходов по отношению к 2012 г. составляет 127,2 %, в т.ч. налогов на доходы и прибыль – 188,8 %; налогов на товары (работы, услуги) – 132,7, %, из них НДС – 127,3 %, акцизов – 145,0 %. Темпы роста налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности соответственно составят 117,5 %.
Поступление неналоговых доходов в 2013 г. по отношению к 2012 г. запланировано на уровне 120,3 %, в т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 118,9 %.
Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включаемых в 2013 г. в республиканский бюджет, запланированы в сумме 3 999 млрд. руб. Из них доходы инновационных фондов прогнозируются в объеме 1 738 млрд. руб., фонда национального развития – 2 261 млрд. руб.
Структура доходной части республиканского бюджета не претерпела существенных изменений. Так, если на 2013 г. удельный вес налоговых доходов в доходах бюджета прогнозируется на уровне 84,35 % и неналоговых доходов – 15,65 %, то в 2012 г. соотношение данных доходов составляло соответственно 83,60 % и 16,40 %.
Основную часть в составе налоговых доходов в 2013 г. занимают налоги на товары (работы, услуги) – 50,14 %, в т.ч. НДС и акцизы соответственно 33,95 % и 13,50 %; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 24,49 %, в т.ч. ввозные таможенные пошлины – 13,79 %; вывозные таможенные пошлины – 10,69 %; налог на прибыль – 8,59 %; другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы – 1,13 %.
Расходы бюджета
Расходы республиканского бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета, необходимости реализации государством своих функций, социально-экономического развития страны и ее регионов.
Расходы республиканского бюджета на 2013 г. утверждены в сумме 121 720 312 608 тыс. руб. (19,3 % ВВП).
Темпы роста расходов бюджета в 2013 г. по отношению к 2012 г. составляют 126,1 %, а их удельный вес в ВВП – 19,30 % и 19,51 % соответственно в 2013 г. и 2012 г.
Наиболее высокие темпы роста расходов республиканского бюджета в 2013 г. к предыдущему году прогнозируются на финансирование общегосударственной деятельности – 144,7 %, здравоохранения – 142,1 %, охраны окружающей среды – 140,3 %, физической культуры, спорта, культуры и СМИ – 135,8 %.
В то же время только на 89,4 % от уровня 2012 г. запланировано финансирование социальной политики, в т.ч. помощи в обеспечении жильем – 59,1 %; национальной экономики – 96,5 %, в т.ч. транспорта – 48,0 %, топлива и энергетики – 66,4 %, сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности – 95,29 %.
Наиболее высокий удельный вес в расходах республиканского бюджета на 2013 г. занимают расходы по разделу "Общегосударственная деятельность" – 64 080 млрд. руб. (52,65 %).
Финансирование расходов по подразделу "Государственные органы общего назначения" прогнозируется в сумме 3 439 млрд. руб. (с ростом к 2012 г. 131,2 %), что составляет 5,37 % от расходов на общегосударственную деятельность и 2,83 % – от расходов республиканского бюджета.
Расходы республиканского бюджета в сфере международной деятельности на 2013 г. определены в объеме 1 742 млрд. руб. (2,72 % от расходов на общегосударственную деятельность), или по отношению к предшествующему году 121,8 %.
На обслуживание государственного долга Республики Беларусь на 2013 г. прогнозируются ассигнования в объеме 8 315 млрд. руб. (12,98 % от объема расходов на общегосударственную деятельность и 6,83 % от суммы расходов бюджета), из которых 7 040 млрд. руб. направляется на обслуживание внешнего государственного долга (с ростом 127,9 %) и 1 275 млрд. руб. – внутреннего государственного долга.
Около 2/3 (62,16 %) из расходов на общегосударственную деятельность и 32,73 % от расходов республиканского бюджета предусмотрено направить в качестве трансфертов бюджетам других уровней (39 837 млрд. руб.), что составит 143,5 % к уровню 2012 г.
В 2013 г., как и во все последние годы, расходы государства имеют социальную направленность. В 2013 г. в социальную сферу страны из средств республиканского бюджета планируется направить 22 668 млрд. руб., или 18,62 % от объема его расходов (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.).
В силу того что социальная сфера в большей мере финансируется из средств местных бюджетов, объем ассигнований в эту сферу существенно возрастает (более чем в 3,5 раза), достигая 80 967 млрд. руб. Кроме того, с учетом поступлений из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения (69 088 млрд. руб.) расходы страны на социальную сферу составят 150 055 млрд. руб., или 23,79 % ВВП. Если же учесть средства, направляемые в отрасли социальной сферы субъектами хозяйствования и общественными организациями, то названные объемы будут еще более значительными.
Наибольшую долю в расходах на социальную сферу в 2013 г. занимают ассигнования на социальную политику – 8 308 млрд. руб. (36,65 %). В расходах республиканского бюджета они составляют 6,83 %. В свою очередь, наибольший удельный вес в данном разделе занимают расходы на пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета госконтроля – 4 651 млрд. руб. (55,99 %). Значительную часть средств этого раздела запланировано направить на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации потерь банкам, обусловленных предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства и др. – 2 983 млрд. руб., или 35,91 % от расходов на социальную политику.
Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 6 637 млрд. руб. (5,45 % его объема) и темпах их роста по отношению к 2012 г. 128,6 %. Более 2/3 (68,5 %) расходов республиканского бюджета на образование предусмотрено направить на высшее и послевузовское образование. Всего (с учетом расходов местных бюджетов) размер запланированных бюджетных средств на образование составит 34 012 млрд. руб.
В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 5 348 млрд. руб., в т.ч. 2 599 млрд. руб. (48,59 %) – на медицинскую помощь населению. Общий размер бюджетного финансирования здравоохранения на 2013 г. запланирован в сумме 26 338 млрд. руб. В основу расчета положен минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя в целом по республике в размере 2 771 673 руб., по областям и г. Минску – 2 224 464 руб.
Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" предусматриваются в сумме 2 375 млрд. руб., или с ростом к 2012 г. 135,8 %. Из общей суммы расходов 37,07 % средств предусмотрено направить на нужды культуры, 34,40 % – физической культуры и спорта, 28,53 % – СМИ.
С учетом расходов местных бюджетов объем бюджетного финансирования по данному разделу составит 6 679 млрд. руб.
На поддержку отраслей национальной экономики в 2013 г. из средств республиканского бюджета запланировано 17 620 млрд. руб. Удельный вес расходов прогнозируется на уровне 14,48 %, что ниже 2012 г. на 4,44 процентных пункта.
Наиболее весомую долю в расходах бюджета на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность. На данное направление в 2013 г. выделено 6 760 млрд. руб., или 38,37 % от суммы, направляемой на национальную экономику, и 5,55 % – от объема республиканского бюджета.
Расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры в 2013 г. прогнозируются в сумме 3 846 млрд. руб., или 121,0 % к 2012 г. Удельный вес расходов составляет 3,16 % объема бюджета при 3,29 % в 2012 г.
На топливо и энергетику запланировано выделить 2 495 млрд. руб., или 66,4 % от объема расходов 2012 г.
На дорожное хозяйство из средств республиканского бюджета в 2013 г. выделяется 2 398 млрд. руб., что составляет 110,0 % к уровню предыдущего года. Основная часть запланированных средств (1 376 млрд. руб.) направляется на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог.
Средства на финансирование других отраслей экономики выделяются из республиканского бюджета в небольших размерах. Так, например, на лесное хозяйство запланировано 1 017 млрд. руб., транспорт и связь – 228,1 млрд. руб. и 250,0 млрд. руб. соответственно.
Всего на отрасли национальной экономики (с учетом средств местных бюджетов и целевых бюджетных фондов) на 2013 г. выделено 29 410 млрд. руб. (14,90 %) бюджетных ассигнований, в т.ч. на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – 14 511 млрд. руб., промышленность, строительство и архитектуру – 3 881 млрд. руб., дорожное хозяйство – 3 503 млрд. руб., топливо и энергетику – 2 790 млрд. руб., транспорт – 2 734 млрд. руб.
На национальную оборону в 2013 г. направляется 6 121 млрд. руб., что составляет 5,03 % от общего объема расходов и 124,8 %к уровню 2012 г. На судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выделено 10 459 млрд. руб. (122,1 % к 2012 г.), или 8,59 % от расходов бюджета.
На охрану окружающей среды в республиканском бюджете на 2013 г. предусмотрено 676,6 млрд. руб. С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возрастет до 1 144,8 млрд. руб.
Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере 96,6 млрд. руб. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты – 13 960 млрд. руб.
Дефицит бюджета и государственный долг
На 2013 г. планирование республиканского бюджета выполнено на бездефицитной основе.
Согласно Закону лимит внутреннего государственного долга Беларуси установлен в размере 25,0 трлн. руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, утвержден в сумме 25,0 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга запланирован в объеме 16,3 млрд. долл.; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, установлен в размере 3 млрд. долл., что находится в пределах экономической безопасности.