Чем сейчас камеральная проверка отличается от выездной?
Сотрудник МНС:
– Налоговые органы смогут применять новации, внесенные в ст. 70 НК, когда соответствующие изменения будут внесены в абз. 19 п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Указ № 510 имеет более высокую юридическую силу по отношению к НК и в настоящее время предусматривает, что камеральная проверка субъекта хозяйствования проводится исключительно на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, и данный орган не вправе в ходе такой проверки истребовать от проверяемого субъекта иные документы.
Сотрудник ИМНС:
– Такая новация позволит повысить эффективность и оперативность налоговых проверок, а это – дополнительные поступления в бюджет.
Игорь Викторович, юрист:
– Очевидно, что внесенные корректировки фактически размывают границу между выездной и камеральной проверками. Но если первые строго регламентированы и упорядочены, то вторые возможны в любой момент по усмотрению любого (даже рядового) налогового инспектора. И ни для кого не секрет, что в налоговом контроле именно изучение документов – основной метод. Новое полномочие налоговых органов позволяет проводить полноценные налоговые проверки, не обращая никакого внимания на Указ № 510, так как последний на камеральные проверки не распространяется. Печально, что у нас декларируют либерализацию, а по факту одним как будто незначительным изменением можно отменить всю существующую систему контрольной деятельности...
Ирина Петровна, главный бухгалтер:
– Наконец-то законодатели нашли способ, как проверять организации когда хочешь и сколько хочешь, не обращая внимание на такие условности, как включение в координационный план проверок и наличие предписания.
С одной стороны, Интернет и средства печати пестрят сообщениями о том, что в Беларуси создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений о совершенствовании контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности и о смещении акцентов контроля с текущей деятельности организаций на конечный результат, с другой – количество проверок такими изменениями в НК только увеличивается.
Почему контролеры, до бесконечности расширяющие свои права, не думают о том, как создать благоприятные условия для бизнес-сообщества? А то скоро некого будет и контролировать.