– Во многом это связано с тем, чтобы избежать проблем двойного налогообложения. Происходит унификация белорусского законодательства с подходами, установленными в Таможенном союзе. Помимо этого появляются новые виды услуг, в отношении которых необходимо определить место реализации. Следует отметить, что основные принципы определения места реализации работ, услуг в настоящее время уже выработаны.
Специалист Минфина:
– Раньше построение ст. 33 НК производилось по принципу "от обратного", т.е. устанавливались нормы, когда Республика Беларусь не являлась местом реализации работ, услуг при выполнении определенных условий. Сейчас мы этот принцип поменяли и разработали подходы, когда Республика Беларусь является местом реализации. К тому же необходимо было провести унификацию НК с подходами, применяемыми в Таможенном союзе. Были учтены также предложения МНС исходя из практики использования положений ст. 33 НК. На будущее больших изменений не планируется, возможно внесение правок только технического характера.
Марина Владимировна, аудитор:
– Действительно, вопросов в этой части у наших клиентов возникает великое множество, особенно в отношении сопутствующих услуг. При проверках нужно постоянно перестраиваться, потому что по некоторым услугам место реализации меняется. В отношении реализации товаров таких изменений не происходит. Так в чем экономический смысл постоянных изменений по работам, услугам? Если нам, аудиторам, сложно приходится во время проверок, то что говорить про бухгалтеров, которые должны применять эти изменения на практике…
Александра Валентиновна, бухгалтер организации:
– Честно говоря, уследить за всеми этими изменениями очень сложно, тем более что наша организация осуществляет внешнеэкономическую деятельность с разными странами, в т.ч. с Российской Федерацией – членом Таможенного союза. Поэтому держу перед глазами сравнительную табличку, чтобы не запутаться – где применять нормы НК, а где нормы Протокола. Кроме того, вношу в эту табличку изменения, которые происходят в НК. К числу неоднозначных определений необходимо отнести также понятие инжиниринговых услуг: в ст. 33 НК определение данных услуг не соответствует определению, приведенному в ст. 146 НК для целей исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство. Может, пора упрощать законодательство и не осложнять так жизнь бухгалтеров?