Освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь: учтите изменения
1. В 2014 г. исключена из Налогового кодекса РБ (далее – НК) норма об освобождении от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь специально оборудованных транспортных средств для нужд скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел (подп. 1.6 п. 1 ст. 96 НК).
По указанным объектам, ввозимым на территорию Беларуси с 1 января 2014 г., нужно исчислять НДС.
2. С 2014 г. льгота, предусматривающая освобождение от НДС при ввозе установок по использованию возобновляемых источников энергии, распространяется не только на эти установки, но и на комплектующие и запасные части к ним.
Основанием для освобождения от НДС товаров, указанных выше, является заключение об отнесении ввозимых товаров к установкам, комплектующим и запасным частям к ним по использованию возобновляемых источников энергии, выдаваемое Госстандартом РБ в порядке и по форме, определяемым Советом Министров (подп. 1.16 п. 1 ст. 96 НК).
Справочно: форма заключения об отнесении ввозимых товаров к установкам по использованию возобновляемых источников энергии утверждена постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2013 № 465.
3. В 2014 г., как и ранее, освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания (подп. 1.20 п. 1 ст. 96 НК).
В НК разъяснено, что с 2014 г. основанием для указанного освобождения от НДС является заключение государственного учреждения "Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений" о предназначении ввозимых семян для государственного сортоиспытания или заключение Национальной академии наук Беларуси о предназначении ввозимых семян для научных целей.
Какие изменения произошли в порядке определения налоговой базы
1. Положения п. 2 ст. 97 НК отредактированы с учетом отмены с 2013 г. метода определения выручки "по оплате" в целях исчисления НДС.
До 2014 г. при определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производился по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов, оплаты (п. 2 ст. 97 НК).
С 2014 г. не осуществляется определение налоговой базы на дату фактического осуществления расходов, оплаты по договорам, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту.
Отметим, что порядок исчисления НДС в данном случае не изменился.
Д-т 62 – К-т 90
– отражена выручка от реализации по операции, предусматривающей поступление выручки в валюте, по курсу Нацбанка на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
Д-т 52 – К-т 62
– поступила оплата в валюте (по курсу Нацбанка РБ на дату поступления);
Д-т 62 (91) – К-т 91 (62)
– отражена курсовая разница (с момента отгрузки до момента поступления оплаты)*.
________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
2. С 2014 г. налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные либо причитающиеся к получению (п. 18ст. 98 НК).
Тем самым положения п. 18 ст. 98 НК отредактированы с учетом изменений, внесенных в п. 8 ст. 100 НК. Они предусматривают, что моментом фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с п. 18 ст. 98 НК, признается день, определяемый плательщиком (за исключением банков) согласно учетной политике организации как день отражения этих сумм в бухгалтерском учете либо как день их получения.
С 2014 г. плательщики определяют внереализационные доходы для исчисления налога на прибыль по дате их отражения в бухгалтерском учете (п. 2 ст. 128 НК). Аналогичный подход теперь может быть предусмотрен в учетной политике и в целях исчисления НДС.
Плательщики вправе установить в учетной политике момент фактической реализации для исчисления НДС в отношении сумм увеличения налоговой базы либо как день их отражения в бухгалтерском учете, либо как день их получения.
3. В новой редакции изложен порядок определения налоговой базы по НДС в отношении операций по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог имущества.
Так, с 2014 г. налоговую базу НДС по операциям по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог имущества определяют как сумму доходов (процентов и иных доходов), связанных с предоставлением таких займов (п. 23 ст. 98 НК).
Отметим, что до 2014 г. налоговая база НДС по операциям по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением коммерческих займов, определялась как сумма доходов, связанных с предоставлением таких займов (п. 23 ст. 98 НК). С 2014 г. операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением краткосрочных займов под залог имущества, предоставляемых ломбардами, и коммерческихзаймов не признаются объектами обложения НДС на основании подп. 2.27 п. 2 ст. 93 НК.
НДС, взимаемый таможенными органами: обратите внимание на изменения в определении налоговой базы
1. С 2014 г. изменен порядок определения налоговой базы в целях исчисления НДС при ввозе товаров, помещаемых под таможенные процедуры не для внутреннего потребления. Теперь в налоговую базу по НДС включаются кроме условно исчисленных сумм таможенных пошлин также и условно исчисленные суммы акцизов (п. 1 ст. 99 НК)
2. С 2014 г. налоговую базу таможенного НДС не нужно пересчитывать не только при уплате (взыскании) сумм таможенных пошлин, но и при уплате (взыскании) акцизов (по подакцизным товарам) в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, акцизов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами (п. 2 ст. 99 НК).