Ситуация 1
Премирование руководителя при несоответствии положений его контракта и бизнес-плана ОАО
В контракте с руководителем ОАО с долей собственности государства в имуществе более 50 % предусмотрено ежемесячное премирование в размере 90 % месячного оклада за обеспечение прогнозного показателя чистой прибыли, предусмотренного бизнес-планом ОАО. В то же время в бизнес-плане прогнозные показатели чистой прибыли определены с разбивкой по кварталам.
Как осуществлять ежемесячное премирование по указанному критерию?
В рассматриваемой ситуации имеет место некорректное определение условий оплаты труда в контракте с руководителем. В связи с этим принятие решения о премировании возможно только по истечении отчетного квартала.
Обоснуем наш ответ.
Руководителям могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера по перечню, определенному п. 6 Положения № 597 [1], например, в виде премии:
– за выполнение прогнозных показателей, доведенных в установленном порядке в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь;
– достижение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
– другие показатели финансово-хозяйственной деятельности (подп. 6.2 п. 6 Положения № 597).
При этом конкретные размеры, показатели, порядок, условия и периодичность выплаты премий устанавливаются органом, заключившим контракт, а их общая сумма не должна превышать 3 окладов в расчете за месяц.
* Ограничения, существующие при оплате труда руководителя негосударственной формы собственности
Таким образом, определение критериев и порядка премирования руководителя относится к компетенции органа, заключившего с ним контракт. В то же время необходимо понимать, что принятие решения о премировании должно основываться на объективных отчетных данных, подтверждающих выполнение доведенных показателей.
В рассматриваемом случае объективно невозможно до окончания отчетного квартала установить, выполнены ли запланированные показатели по чистой прибыли. Следовательно, отсутствуют основания для ежемесячного премирования по данному критерию по итогам первого и второго месяца отчетного квартала.
В сложившейся ситуации толкование юридического смысла предусмотренной условиями контракта формулировки относится к компетенции органа, заключившего контракт. По мнению автора, при определении условий оплаты труда руководителю необходимо ориентироваться на последующую возможность документального подтверждения выполнения доведенных показателей.
В рассматриваемой ситуации целесообразно предусмотреть не ежемесячное, а ежеквартальное премирование, предусмотрев применение установленного процента премирования в расчете за квартал.
Ситуация 2
Определение оклада руководителя ОАО зависит от условий, включенных в его контракт
Необходимо ли при определении размера оклада руководителя ОАО с долей собственности государства в имуществе более 50 % по решению органа, заключившего контракт, учитывать списочную численность работников дочерних организаций?
Необходимо, если это предусмотрено контрактом с руководителем.
Решение указанного вопроса лежит в компетенции органа, уполномоченного на заключение контракта с руководителем.
То есть если контракт предусматривает, что при исчислении фактического значения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом должны учитываться фонд заработной платы и среднесписочная численность работников дочерних организаций ОАО, то это значит, что оклад руководителя ОАО должен формироваться с учетом данного требования.
Обоснуем наш ответ.
Оклад руководителя формируется путем суммирования базового оклада и суммы его повышения в соответствии с абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 [2] (часть вторая п. 2 Положения № 597).
При определении размера базового оклада на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь либо тарифной сетки, утвержденной соглашениями на отраслевом уровне (тарифным соглашением) либо местном уровне (местным соглашением), необходимо ориентироваться на списочную численность работающих (соответствующие тарифные коэффициенты приведены в приложении к Положению № 597).
По решению органа, заключившего контракт, допускается при определении тарифного коэффициента учитывать списочную численность работников дочерних организаций (часть третья п. 3 Положения № 597).
Аналогичным образом при определении фактического значения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом по решению органа, заключившего контракт, допускается включать в расчет фонд заработной платы и среднесписочную численность работников дочерних организаций (часть восьмая подп. 2.1 п. 2 постановления № 597 [3]).
* Ограничения по оплате труда в коммерческих организациях
Важно! Указанные условия необходимо закреплять в контрактах (п. 10 Положения № 597).
Для ясности понимания целесообразно применять формулировки «с учетом/без учета дочерних организаций, участников холдинга».
Постановлением № 597 и Положением № 597 не установлено, что приведенные условия должны применяться одновременно. В то же время необходимо исходить из общего принципа формирования заработной платы руководителя: она должна соответствовать результатам финансово-хозяйственной деятельности возглавляемой организации.
В связи с этим, по мнению автора, экономически обоснованно единообразно подходить к принципам формирования оклада и расчета коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом.
Ситуация 3
Ограничения при выплате материальной помощи
Оклад руководителя коммунального унитарного предприятия изменялся дважды в течение календарного года.
Каким образом рассчитать размер ограничения (2 оклада) к сумме материальной помощи (единовременных выплат), начисляемой в течение этого года?
Руководителю могут быть выплачены следующие виды материальной помощи:
– материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска (подп. 7.1 п. 7 Положения № 597);
– материальная помощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном правовом акте, принятом в установленном порядке (подп. 7.2 п. 7 Положения № 597).
По каждому виду названных выплат предусмотрено ограничение – 2 оклада в течение года.
Если материальная помощь на оздоровление при предоставлении к отпуску выплачивается 1 раз в течение календарного года, то с определением ее предельного значения сложностей не возникает – не более 2 окладов на момент осуществления указанной выплаты.
Что касается выплат, предусмотренных подп. 7.2 п. 7 Положения № 597, то они могут осуществляться в течение года неоднократно по разным основаниям. При этом Положением № 597 не определено, какой размер оклада необходимо применять для расчета предельного значения указанных выплат.
По мнению автора, наиболее логичным представляется пересчет каждой выплаты в течение года в долю оклада, действовавшего на момент осуществления данной выплаты, а при принятии решения о начислении следующей выплаты ориентироваться на неиспользованный остаток и величину оклада на момент ее начисления.
Пример
Расчет размера материальной помощи к выплате
Оклад руководителя государственного предприятия в 2019 г. составляет (условно):
– с января – 900 руб.;
– с июля – 1 100 руб.
В феврале 2019 г. выплачена материальная помощь ко Дню защитников Отечества (23 февраля) в размере 90 руб., в апреле – единовременная выплата в связи с награждением почетной грамотой в сумме 900 руб. (1 оклад в соответствии с коллективным договором). В июле руководителю исполняется 50 лет, что в соответствии с коллективным договором дает основания для выплаты материальной помощи в размере одного оклада.
При принятии решения о размере выплаты необходимо учитывать, что до июля 2019 г. уже выплачены материальная помощь и единовременная выплата в совокупном размере 1,1 оклада (90 / 900 + 900 / 900). В связи с этим максимальный размер материальной помощи к юбилейной дате, начисляемой в июле 2019 г., составит 990 руб. (1 100 × (2 – 1,1)).
В случае начисления в июле 2019 г. указанной выплаты в сумме 990 руб. основания для начисления иных выплат, предусмотренных подп. 7.2 п. 7 Положения № 597, в течение 2019 г. будут отсутствовать.
* Шесть запретов по оплате труда руководителей негосударственных организаций