Срок представления аудиторского заключения
Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых подлежит обязательному аудиту, должны прилагать к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Такая норма содержится в ст. 13 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".
В связи с этим по окончании 2009 г. организациям необходимо:
1) проверить, подлежат ли они обязательному аудиту;
2) если подлежат, то заключить с аудиторской организацией или индивидуальным предпринимателем – аудитором договор на проведение аудиторской проверки за 2009 г.;
3) по окончании аудита представить аудиторское заключение в инспекцию МНС РБ по месту постановки на налоговый учет в срок до 1 июля 2010 г.
В какой срок должно быть представлено аудиторское заключение по итогам аудита бухгалтерской отчетности за 2009 г.?
Как известно, с 1 июля 2009 г. утратило силу постановление Минфина и МНС РБ от 12.03.2004 № 32/38, которым был установлен срок представления организациями и индивидуальными предпринимателями, подлежащими обязательному аудиту достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения в инспекции МНС РБ в месячный срок после завершения аудиторской проверки, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
По разъяснениям специалистов, предполагается, что и в нынешнем году срок представления аудиторского заключения останется прежним. В настоящее время документ, устанавливающий этот срок, не принят. Однако рекомендуем бухгалтерам не затягивать с аудиторской проверкой.
Для кого аудит обязателен?
Что такое обязательный аудит и какие организации подлежат обязательному аудиту? Ответы на эти вопросы содержатся прежде всего в ст. 3 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 3373-XII)*.
__________________________
* Напомним, что необходимость проведения обязательного аудита субъектами хозяйствования установлена и иными нормативными актами, в частности Банковским, Гражданским и Инвестиционным кодексами РБ; Законом РБ "О ценных бумагах и фондовых биржах" и др.
Обязательный аудит – аудит, обязательность проведения которого установлена Законом № 3373-XII и другими законодательными актами.
Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
– открытых акционерных обществ;
– банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
– бирж;
– коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
– страховых организаций, страховых брокеров;
– резидентов Парка высоких технологий;
– организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.
Приведенная ниже таблица поможет Вам проверить, подпадает ли Ваша организация под обязательный аудит по итогам работы за 2008 г. и 2009 г.
Объем выручки от реализации определяется согласно законодательству о бухгалтерском учете, т.е. в расчет принимаются только обороты по кредиту счета 90 "Реализация" и не учитываются операционные и внереализационные доходы (обороты по кредиту счетов 91 "Операционные доходы" и 92 "Внереализационные доходы"). Так, по Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181, выручка от реализации – это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.
По статье "Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг" (стр. 010 отчета о прибылях и убытках (форма 2) приводится выручкаот видов деятельности: реализации готовой продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, учитываемая по кредиту счета 90 "Реализация" в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, целевого финансирования, доходов будущих периодов и др. (п. 87 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19).
По кредиту субсчета 90-1 учитываются поступления активов, признаваемых выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг, если их реализация является предметом деятельности организации.
Еще один важный момент: если по законодательству РБ организация подлежит обязательному аудиту, то она должна его провести даже при применении упрощенной системы налогообложения (УСН), предусматривающей освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности (т.е. с ведением учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН). В этом случае по итогам аудита подтверждаются данные упомянутой книги учета доходов и расходов.
Кто освобожден от обязательного аудита?
Не проводят обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозы (сельскохозяйственные производственные кооперативы) и крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 3 Закона № 3373-XII).
Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, также освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом РБ могут быть установлены и иные случаи освобождения аудируемых лиц от обязательного аудита.
В случае проведения контролирующими органами проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, эти организации освобождаются от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в части, проверенной данными органами.
Безусловно положительное аудиторское заключение может освободить от плановой проверки
Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта (за исключением плановых проверок, проводимых Нацбанком РБ), отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются в случае, если на дату назначения проверки у проверяемого субъекта имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих УСН) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Данная норма установлена Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее –Указ № 510). В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита. Однакоот проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды, такое аудиторское заключение не освобождает.
Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска, вправе до начала проведения плановой проверки направить контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении о назначении такой проверки, копию аудиторского заключения, содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих УСН) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству (п. 32 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510). В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита (за исключением проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды), могут не проверяться, если проверяемый субъект отнесен к средней группе риска, и не проверяются у субъекта, отнесенного к низкой группе риска.
Об отражении в учете расходов на аудит
Напомним, что с 2009 г. расходы на проведение обязательного аудита не полежат нормированиюв целях налогообложения прибыли, поскольку с 1 января 2009 г. утратил силу Указ Президента РБ от 12.02.2004 № 67 "О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности", которым были утверждены нормативы расходов на проведение обязательного аудита.
В состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли, включается оплата по сформированным согласно законодательству тарифам обязательного аудита и аудита, проводимого в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности (подп. 4-2.12 п. 4-2 ст. 3 Закона РБот 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль").
В целях бухгалтерского учета аудиторские услуги по проведению обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме (см. подп. 3.13.6 п. 3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151).
Ответственность аудируемых лиц
Субъекты хозяйствования, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 3 Закона № 3373-XII).
Уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) неустранение выявленных аудитором нарушений законодательства в срок, установленный законодательными актами, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. Такая ответственность предусмотрена ст. 12.31 Кодекса РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З.