"У организации на учете числится значительное количество объектов основных средств. В связи с предоставленным организациям правом перехода к применению нормативных сроков службы в соответствии с постановлением № 161, вступившим в силу с 1 января 2012 г., у меня возникли следующие вопросы:
1) имеет ли организация право осуществить переход к применению постановления № 161 не с 1 января 2012 г., а в течение 2012 г. или с 1 января 2013 г.?
Напомним, что предусмотрено право организаций по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу данного постановления, использовать нормативные сроки службы основных средств, определенные п. 1 постановления № 161, или нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления всилу настоящего постановления, в т.ч. установившими классификацию основных средств (подп. 2.1 п. 2 постановления № 161).
Следовательно, по объектам основных средств, которые на 1 января 2012 г. уже числились в бухгалтерском учете в составе основных средств, организации самостоятельно принимают решение о предпочтительном варианте действий. В частности, они могут поступить следующим образом:
1) перейти к использованию нормативных сроков службы и группировки (шифров) основных средств, установленных постановлением № 161;
2) продолжать использовать нормативные сроки службы и шифры основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления в силу настоящего постановления, т.е. согласно Временному классификатору основных средств и нормативным срокам их службы, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 (далее – Временный классификатор).
Таким образом, несмотря на утрату юридической силы Временного классификатора, примененные в соответствии с ним шифры могут быть сохранены организацией в учетных регистрах и нормативные сроки службы можно также не пересматривать.
Момент перехода к применению постановления № 161
Постановление № 161 вступило в силу 1 января 2012 г. По объектам основных средств, принимаемым к учету после указанной даты, в обязательном порядке применяют нормативные сроки службы и шифры, предусмотренные данным постановлением.
В отношении момента перехода к использованию нормативных сроков службы и шифров постановления № 161 по объектам основных средств, которые уже числились в учете на 1 января 2012 г., указанное постановление каких-либо предписаний не содержит.
Вместе с тем Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), предусмотрены общие подходы по пересмотру нормативных сроков службы (сроков полезного использования).
В частности, комиссия организации по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в ситуациях, перечисленных в пп. 25, 45, 46 Инструкции № 37/18/6 (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Следуя указанным подходам, пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств, связанный с переходом к применению постановления № 161, нужно осуществлять с начала отчетного года (с 1 января 2012 г., 2013 г. и т.д.), но не в течение года.
Значит, если организация не перешла к применению постановления № 161 с 1 января 2012 г., такой переход может быть осуществлен в дальнейшем только с 1 января 2013 г. и последующих лет.
Переход к постановлению № 161 возможен по всем или отдельным объектам
Постановление № 161 не ограничивает организации в отношении выбора одного из указанных вариантов для всех объектов основных средств, которые на 1 января 2012 г. уже числились в бухгалтерском учете, либо только отдельных из них.
Вместе с тем, принимая решение о переходе к применению постановления № 161 в отношении отдельных объектов основных средств, необходимо учитывать следующее:
1) по таким объектам в соответствие с постановлением № 161 нужно привести как нормативный срок, так и шифр классификации;
2) в дальнейшем необходимо обеспечить возможность получения информации по каждому объекту (с использованием компьютерных технологий либо иным способом) о том, какой из нормативных документов (Временный классификатор или постановление № 161) был применен при установлении используемого нормативного срока службы и шифра.
Ранее начисленную амортизацию пересчитывать не нужно
При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта. Расчет амортизации производят исходя из остаточного нормативного срока службы либо остаточного срока полезного использования объекта (п. 66 Инструкции № 37/18/6).
Суммы ранее начисленной амортизации пересчитывают в соответствии с требованиями Инструкции № 37/18/6 только при обнаружении ошибки в определении амортизируемой стоимости, нормативного срока службы или срока полезного использования основных средств. Вместе с тем переход к применению постановления № 161 не может расцениваться в качестве ранее допущенной ошибки.
Таким образом, если нормативный срок или срок полезного использования пересматривается организацией в связи с переходом к применению постановления № 161 с 1 января 2012 г., суммы амортизации, ранее начисленные по объекту основных средств до момента такого пересмотра, не пересчитывают. В дальнейшем амортизацию рассчитывают исходя из остаточной (недоамортизированной) стоимости и остаточного срока полезного использования объекта, определенного исходя из срока полезного использования с учетом его пересмотра.
Проведение переоценки основных средств
При проведении переоценки основных средств индексным методом на 1 января 2012 г. распределение объектов по их группам (подгруппам, видам) для определения коэффициента переоценки необходимо было осуществлять на основе Временного классификатора.
Такой подход объясняется проведением переоценки за период с 1 января по 31 декабря 2011 г. и отражением ее результатов в отчетности за 2011 г. То есть фактически переоценку производили в отношении объектов, принятых к учету до 1 января 2012 г. с применением классификации, предусмотренной исключительно Временным классификатором.
Вместе с тем проведение переоценки на 1 января 2013 г. без изменения действующего законодательства (в части распределения объектов основных средств по группам, подгруппам для целей переоценки) не представляется возможным.
В этой части можно ожидать внесения изменений в Инструкцию о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденную постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37, а именно в приложение 6 (таблица видов и групп имущества, применяемая при переоценке), которые определили бы распределение объектов основных средств по видам и группам как на базе Временного классификатора, так и на базе постановления № 161.
Надеюсь, мои разъяснения помогли Вам.