1. Проверяемые субъекты получили право ходатайствовать о переносе срока устранения нарушений по требованиям (предписаниям), вынесенным контролирующим (надзорным) органом.
Такое ходатайство (заявление) может быть подано при наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения в указанные в требовании (предписании) сроки, не позднее 3 рабочих дней до дня истечения этих сроков. В заявлении должны быть отражены причины, препятствующие устранению нарушений. Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимает контролирующий (надзорный) орган не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления. По инициативе проверяемого субъекта сроки устранения нарушений по требованиям (предписаниям) могут быть перенесены только один раз (так же, как и сроки начала плановой проверки).
2. С 1 октября 2012 г. из Указа № 510 исключается п. 18, который предусматривает случаи, не являющиеся административными правонарушениями (при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки).
К таким случаям относятся:
– неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
– неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Однако данная гарантия для проверяемых субъектов по-прежнему будет действовать – на основании ст. 5.5 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП).
По общему правилу контролирующий (надзорный) орган обязан внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок до начала проведения проверки (при представлении данной книги), за исключением случая, когда проверку проводят с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). При осуществлении такой проверки сведения вносят в книгу учета проверок после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Запись в книгу учета проверок может быть не внесена:
а) если такая книга у проверяемого субъекта не заведена (отсутствует) либо он отказывается ее представить. О непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информацию указывают в акте (справке) проверки;
б) когда сведения о проведении проверки вносятся в журнал производства работ, – при проведении проверки соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
в) с 1 октября 2012 г. – при отсутствии проверяемого субъекта, его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному контролирующему (надзорному) органу.
4. Перечень оснований для приостановления проверки дополнен проведением технических освидетельствований.
В этом случае проверка может быть приостановлена по решению руководителя государственного органа, указанного в п. 15 Положения, либо его уполномоченного заместителя не более чем на 3 месяца.
5. Указ № 332 предусмотрел право проверяющих внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки после получения информации от уполномоченных налоговых органов других государств. Такие изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю. Возражения по ним представляют в порядке, установленном для подписания, вручения (направления) акта (справки) проверки и представления возражений по нему.
6. Указ № 510 предусматривает, что размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) может быть определен компетентным контролирующим (надзорным) органом:
– на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
– расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
С 1 октября 2012 г. указанный метод можно применить не только в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но и при непредставлении им данных документов.
7. С 1 октября проверяющие не будут уведомлять проверяемого субъекта или его представителя о применении в ходе проверки аппаратуры для ксерокопирования и сканирования документов.
До 1 октября 2012 г. проверяющий, принимая решение о применении при проведении проверки устройств для ксерокопирования и сканирования документов, обязан уведомить об этом под роспись проверяемого субъекта или его представителя. В отношении применения при проверке иных технических средств (в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, идентификаторов скрытых изображений) требования не изменились.
8. Уточнен порядок действий контролирующего (надзорного) органа по ликвидации субъекта в случае совершения им нарушений, относимых законодательными актами и постановлениями Совета Министров к грубым. В этом случае контролирующий (надзорный) орган вправе непосредственно обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации субъекта.
Ранее Указ № 510 предусматривал, что контролирующий (надзорный) орган в этом случае вносит представление о ликвидации юридического лица либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган, а последний обращается в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
При принятии в этом случае хозяйственным судом решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица, физическое лицо, деятельность которого прекращена, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя только по истечении 1 года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности).
9. Контролирующий (надзорный) орган вправе также внести в лицензирующий орган представление о прекращении действия специального разрешения (лицензии), выданного лицу, осуществляющему частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально.
При принятии лицензирующим органом решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии) лицо, осуществлявшее частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, вправе обратиться за получением специального разрешения (лицензии), необходимого для осуществления данных видов деятельности, по истечении года со дня принятия решения о прекращении действия выданного специального разрешения (лицензии).
10. Дополнительно урегулирован ряд вопросов, касающихся взаимоотношений правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, в т.ч. при проведении проверок по поручениям органов уголовного преследования.
Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1 000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении – на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, а при отсутствии оснований для его (их) вынесения – в 10-дневный срок со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю либо со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям (в случае подачи возражений).
Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, а также принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Информацию о принятом решении (об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении уголовного дела и результатах предварительного расследования по нему) в 10-дневный срок со дня его вынесения направляют в контролирующий (надзорный) орган, передавший материалы проверки.
Органы уголовного преследования совместно с контролирующими (надзорными) органами обязаны принимать предусмотренные законодательством меры по выявлению вреда и обеспечению его полного взыскания, а при направлении контролирующим (надзорным) органам письменных сообщений о результатах рассмотрения материалов проверок и принятых по ним решениях – отражать данные о суммах взысканного (возмещенного в добровольном порядке) вреда.
В случае обжалования (опротестования) решения по акту проверки, и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, и (или) постановления о наложении административного взыскания контролирующий (надзорный) орган уведомляет об этом органы уголовного преследования в течение 3 рабочих дней со дня получения им соответствующей информации. Решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб (протестов), направляются контролирующим (надзорным) органом, проводившим проверку, в органы уголовного преследования в течение 10 рабочих дней со дня их принятия.
Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель в течение 3 рабочих дней со дня получения поручения на проведение проверки от органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) должен принять решение о назначении (неназначении) проверки и сообщить об этом органу (должностному лицу), давшему поручение на проведение проверки. Проверка, проведение которой поручено контролирующему (надзорному) органу органом уголовного преследования или судом, должна быть начата не позднее 15 календарных дней со дня получения поручения. Проведение проверки в иной срок должно быть согласовано с органом (должностным лицом), давшим поручение на проведение проверки.
11. С 1 октября 2012 г. заместителям руководителей органов уголовного преследования предоставлен ряд дополнительных полномочий.
При наличии в производстве этих органов материалов, свидетельствующих о нарушениях, заместители руководителей органов уголовного преследования вправе:
а) давать поручения контролирующему (надзорному) органу (в т.ч. территориальному органу, структурному подразделению, подчиненной организации), включая органы ведомственного контроля, о назначении проверки субъекта, со дня государственной регистрации (создания) которого прошло 2 года, а по материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности, – также о проведении проверки субъекта, со дня государственной регистрации (создания) которого не прошло 2 года.
При этом на такие проверки не распространяются сроки проведения, установленные в части первой п. 26 Положения, а также сроки продления и приостановления проверок, указанные в пп. 27 и 28 Положения;
б) назначить дополнительную проверку для изучения вопросов, которые ранее не были согласованы с проверяющим (руководителем проверки), а также дополнительную проверку по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок;
в) назначить встречную проверку без учета ограничения по сумме финансовой (хозяйственной) операции, установленного частью второй п. 25 Положения;
г) согласовывать контролирующему (надзорному) органу срок начала проверки, назначенной по его поручению, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;
д) знакомиться с актом (справкой) проверки (в т.ч. промежуточным) перед его представлением на подпись (направлением для ознакомления и подписания) представителю проверяемого субъекта.
Указом № 332 пересмотрен перечень мероприятий, на которые действие Указа № 510 не распространяется
В частности, с 1 октября 2012 г. из Указа № 510 исключаются нормы о том, что этот Указ не применяется при осуществлении мероприятий:
– заключающихся в проверках наличия и ведения учета движения и состояния качества материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов в организациях, осуществляющих хранение этих материальных ценностей;
– связанных с процедурами аккредитации, аттестации, сертификации и получения специального разрешения (лицензии).
Вместе с тем на вышеперечисленные мероприятия Указ № 510 по-прежнему не будет распространяться. Так, с 1 октября 2012 г. проверки движения и состояния материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов должны перейти в категорию мероприятий технического (технологического) (технологического, поверочного) характера. Что касается аккредитации, аттестации, сертификации и получения специального разрешения (лицензии), то эти мероприятия являются административными процедурами, а согласно Указу № 332 действие Указа № 510 с 1 октября 2012 г. не будет распространяться на все административные процедуры, осуществляемые по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
– в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей) – Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан";
– в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) – постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 "Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".