Пример 1
Организация приняла решение о применении общего порядка налогообложения 27 сентября 2010 г. Поскольку информация о принятом решении не может быть представлена в налоговую инспекцию не позднее 1 сентября (месяца, предшествующего IV кварталу 2010 г.), организация имеет право перейти на общий порядок налогообложения только с I квартала 2011 г.
Организация, перешедшая на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в этом же году вновь перейти к уплате единого налога.
Как указывалось выше, в случае несоблюдения плательщиком по итогам календарного года установленного 50%-го соотношения выручки, полученной от реализации произведенной им продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, ему нужно перейти на общий порядок налогообложения с начала следующего года и представить в налоговый орган соответствующие сведения не позднее срока, предусмотренного для представления годовых бухгалтерских отчетов (баланса).
Пример 2
За 2009 г. организация представила годовой баланс 9 марта 2010 г. По итогам 2009 г. она утратила право на применение особого порядка налогообложения. За январь 2010 г. в бюджет уплачен единый налог.
В связи с утратой права на исчисление единого налога с 1 января 2010 г. организация должна исчислять и уплачивать все налоги за январь 2010 г. Одновременно она имеет право на зачет сумм единого налога в уплату налогов и сборов, исчисленных согласно общеустановленному порядку налогообложения (например, налога на прибыль и т.п.).
Порядок определения налоговой базы по единому налогу
Налоговая база по единому налогу определяется исходя из валовой выручки.
Под валовой выручкой понимается не только выручка от реализации товаров (работ, услуг), но и выручка от реализации имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Обращаем внимание на типичную ошибку сельскохозяйственных организаций: при расчете валовой выручки они учитывают часть сальдо внереализационных доходов и расходов.
Выручка в целях исчисления единого налога включается плательщиком в налоговую базу в зависимости от принятого метода ее определения согласно учетной политике организации.
Пример 3
Совхоз реализовал своим работникам произведенную сельскохозяйственную продукцию.
Полученная сумма выручки от реализации продукции своим работникам облагается единым налогом так же, как и иная выручка, полученная от реализации объектов.
При определении налоговой базы не учитываются:
– средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;
– стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм;
– выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (кроме цветов (в 2011 г. – цветоводства) и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, – в течение 3 лет со дня их регистрации.
К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с Налоговым кодексом РБ (далее – НК) в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль с учетом особенностей, указанных в ст. 128 НК.
Пример 4
Сельскохозяйственная организация получила из бюджета надбавки к закупочным ценам на молоко, крупный рогатый скот, свиней, птицу.
В состав внереализационных доходов не включаются средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению (подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК). Плательщики, получившие такие средства, должны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в ходе целевого финансирования.
Таким образом, сумма надбавок к закупочным ценам, полученная организацией из бюджета, не включается в состав доходов от внереализационных операций при определении валовой выручки, облагаемой единым налогом, в случае использования полученных средств по целевому назначению.
Пример 5
Сельскохозяйственный кооператив получил проценты за хранение денежных средств на банковском депозите.
– получены проценты за хранение денежных средств на депозите*.
В состав внереализационных доходов включаются доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, а также процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете (подп. 3.5 п. 3 ст. 128 НК).
Следовательно, доходы, полученные сельскохозяйственным кооперативом за хранение денежных средств на депозитном счете, включаются в валовую выручку организации в составе внереализационных доходов и являются объектом обложения единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции.
Пример 6
Сельскохозяйственная организация получила от виновного лица денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба.
В состав внереализационных доходов включаются поступления в счет возмещения организации убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда. Такие доходы отражаются в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу плательщика (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК).
– поступили средства в счет возмещения причиненного вреда.
Денежные средства, поступившие в счет возмещения убытков, включаются в валовую выручку в составе внереализационных доходов для проиводителей сельскохозяйственной продукции, уплачивающих единый налог, и подлежат налогообложению согласно законодательству.
В 2011 г. изменится налоговый период: он равен году
В 2010 г. ставка единого налога составляет 2 %. Не изменится она и в 2011 г.
В 2010 г. налоговым периодом единого налога установлен календарный месяц. Это означает, что в 2010 г. сельскохозяйственные организации должны были рассчитывать данный налог ежемесячно без нарастающего итога.
Плательщики этого налога должны представлять в налоговые инспекции по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим. Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим.
В 2011 г. ст. 305 НК налоговым периодом единого налога признан календарный год.
Отчетным периодом единого налога признаны по выбору плательщика календарный месяц или календарный квартал.
Соответственно плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Пример 7
За август 2010 г. сельскохозяйственной организацией получена выручка от реализации продукции в сумме 300,0 млн. руб., в т.ч. выручка от продажи продукции животноводства составила 150,0 млн. руб. Получены от покупателя санкции за нарушение условий договоров – 2,0 млн. руб. Расходы за рассмотрение дел в суде – 0,6 млн. руб.
Выручкой для исчисления единого налога является вся выручка, полученная организацией за месяц, включая выручку от реализации продукции животноводства.
В состав внереализационных доходов включаются суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров (подп. 3.6 п. 3 ст. 128 НК).
В состав внереализационных расходов включаются расходы, связанные с рассмотрением дел в судах (судебные расходы) (подп. 3.2 п. 3 ст. 129 НК).
В налоговую базу включаются внереализационные доходы без уменьшения их на сумму внереализационных расходов.
Таким образом, налоговая база по единому налогу за август 2010 г. составит 302,0 млн. руб. (300,0 млн. руб. + 2 млн. руб.).
При реализации продукции ниже ее себестоимости в налоговой декларации (расчете) по единому налогу отражается сумма полученной выручки, а не себестоимости продукции.
По единому налогу предусмотрены льготы
В 2010 г. плательщики единого налога имеют право на применение следующих льгот.
1. Юридические лица, уплачивающие единый налог, вправе ежегодно в течение 3 лет с даты государственной регистрации созданных юридических лиц и (или) с даты государственной регистрации покупки (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему сельскохозяйственной организации –с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности сельскохозяйственной организации приобретать технику и запасные части к ней, здания и сооружения специализированные сельскохозяйственного назначения, выполнять работы по строительству и реконструкции зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения с уменьшением суммы единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, подлежащего уплате в бюджет в течение календарного года, на такую сумму, но не более 50 % суммы этого налога, рассчитанного по установленной ставке. Такое право предоставлено Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 350 "О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство" (далее – Указ № 350).
– начислен единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
Д-т 68 – К-т 51
– 50 % начисленного единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции перечислено в бюджет;
Д-т 68 – К-т 86
– 50 % начисленного единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции отражено в качестве источника средств целевого финансирования;
Д-т 08 – К-т 60
– приобретено основное средство за счет средств целевого финансирования;
Д-т 18 – К-т 60
– отражен НДС, выставленный поставщиком основного средства;
Д-т 01 – К-т 08
– введено в эксплуатацию основное средство, приобретенное за счет средств целевого финансирования;
Д-т 86 – К-т 83
– отражено использование средств целевого финансирования;
Д-т 86 – К-т 18
– списан НДС за счет средств целевого финансирования.
Положения Указа № 350 применяются в части, не противоречащей гл. 36 НК, в которой изложен порядок исчисления и уплаты единого налога.
Сумма вышеуказанной льготы отражается по стр. 7.1 "Начисленный налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием" налоговой декларации (расчета) по единого налогу. Сумма льготы, отражаемая по стр. 7.1 каждой такой налоговой декларации (расчета), не должна превышать 50 % суммы налога, отраженного по стр. 7 "Начисленный налог – всего".
При приобретении техники сельскохозяйственного назначения в течение календарного года уменьшение на 50 % суммы единого налога может производиться с начала календарного года независимо от того, в каком налоговом периоде (месяце) этого календарного года имело место приобретение вышеназванной техники. В целях применения права на льготу в месяцах, предшествующих месяцу, в котором была приобретена техника сельскохозяйственного назначения, необходимо представить в налоговую инспекцию налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за соответствующие месяцы 2010 г. с внесенными изменениями и (или) дополнениями в порядке, установленном подп. 7.1 п. 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87.
Пример 8
Сельскохозяйственная организация приобрела комбайн в апреле 2010 г. стоимостью 80 млн. руб. Начиная с января 2010 г. организация вправе уменьшить исчисленный единый налог на 50 %. При этом общая сумма уменьшения единого налога не должна превышать 80 млн. руб. Так, если единый налог за январь составляет 60 млн. руб., за февраль 50 млн. руб., за март 100 млн. руб., то в январе единый налог может быть уменьшен на 30 млн. руб. (60 × 50 %), в феврале на 25 млн. руб. (50 × 50 %), а в марте не на 50 млн. руб. (100 × 50 %), а только на 25 млн. руб. (80 – (30 + 25)).
Указанные льготы предоставляются юридическим лицам при условии осуществления ими предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Сумма уменьшения исчисленного единого налога по Указу № 258 отражается в налоговой декларации (расчете) по единому налогу в таком же порядке, как и сумма уменьшения налога по Указу № 350.
Безвозмездная помощь не подлежит налогообложению при соблюдении ряда условий
Производители сельскохозяйственной продукции нередко получают спонсорскую помощь.
При предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством. Такая норма приведена в п. 13 Указа Президента РБот 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи".
Обратимся к п. 4 ст. 128 НК. В нем сказано, что в состав внереализационных доходов не включаются:
– стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не установлено, – на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством;
– товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства:
безвозмездно полученные организациями, осуществляющими деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии их использования для осуществления данных видов деятельности;
признаваемые иностранной безвозмездной помощью или международной технической помощью в порядке и на условиях, установленных Президентом РБ.
Таким образом, суммы безвозмездной помощи, полученные организацией в соответствии с Указом № 300, не включаются в валовую выручку в составе внереализационных доходов при исчислении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции только при условии направления данных средств на вышеназванные цели.
Изложенный порядок применяется и в 2011 г.