С 2011 г. не будут облагаться экологическим налогом производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Но до настоящего времени плательщики так и не узнали, как правильно исчислять экологический налог в данном случае. Попытки МНС РБ разъяснить этот вопрос только еще больше запутали ситуацию.
Например, в письме МНС РБ от 23.07.2010 № 2-2-13/872 "Об актуальных вопросах исчисления экологического налога" содержатся ответы на отдельные вопросы, возникающие при исчислении экологического налога.
Так, в вопросе № 4 приводится довольно типичная для плательщиков ситуация:
"Организация импортирует товар в таре. Договором предусмотрено, что вес тары поставленного товара составляет: картон и бумага – 0,69 %, пластик – 0,08 % от веса брутто для каждой поставки, если иное не указано в товаросопроводительных документах. При поставке товара в инвойсе поставщика указан вес товара брутто/нетто (в килограммах).
Какую ставку следует применить при исчислении экологического налога при импорте товара по данному договору?"
При ответе на этот актуальный вопрос МНС РБ сначала приводит выдержки из Налогового кодекса РБ о том, что является объектом обложения экологическим налогом, где можно узнать ставки экологического налога, по каким ставкам облагается импорт стеклянной, картонной и пластмассовой тары, а также товаров, упакованных в эту тару.
Напомним, что сложность при исчислении экологического налога состоит в том, что установлено 2 вида его ставок в зависимости от того, известна плательщику масса тары или нет.
Если масса тары известна, надо платить налог исходя из массы тары, в которую упакован товар; если масса тары не известна, то налог исчисляется в процентах исходя из стоимости товара, упакованного в тару (см. таблицу).
Для плательщиков более выгодным является уплата налога исходя из массы тары. Поэтому для них значим вопрос: как найти массу тары?
В дальнейшем в письме МНС делаются ссылкина ст. 426 Гражданского кодекса РБ (ГК) и ст. 8 Таможенного кодекса РБ (ТК).
Так, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено в договоре, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю его принадлежности, а также относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), определенные законодательством или договором (ст. 426 ГК).
В ст. 8 ТК дано определение коммерческим документам: это счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
В конце ответа МНС РБ делает вывод о том, что при ввозе товара, упакованного в пластмассовую тару и тару на основе бумаги и картона, сумма экологического налога, подлежащего уплате в бюджет, может быть рассчитана исходя из массы тары, определенной как разница между весом брутто и весом нетто, указанными в инвойсе, и процентного соотношения массы каждой тары, предусмотренного договором. Сведения о массе брутто и массе нетто могут содержаться как в договоре, в соответствии с которым импортируется товар, так и в спецификациях, товарно-транспортных накладных, иных документах к договору.
Из вышеизложенного следует, что ответа на вопрос по существу нет. Поэтому непонятно, чем руководствоваться: вопросом или ответом.
Рассмотрим на примере, как можно посчитать налог с учетом изложенной ситуации (исходя из массы тары или надо платить налог от стоимости товара).
Допустим, вес товара с упаковкой (вес товара брутто) равен 1 000 кг. Тогда из приведенных в вопросе цифр масса картонной и бумажной тары составляет 6,9 кг (1 000 кг × 0,69 %), а масса пластмассовой тары – 8 кг (1 000 кг × 0,08 %). В этом случае сумма налога за импорт товаров, упакованных в картонную и бумажную тару, равна 141,45 руб. (20 500 руб. × 0,0069 т), а сумма налога за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, – 2 527,04 руб. (315 880 руб. × 0,008 т).
Однако МНС РБ в ответе говорит о том, что налог может быть рассчитан исходя из массы тары, определенной как разница между весом брутто и весом нетто, указанными в инвойсе, и процентного соотношения массы каждой тары, предусмотренного договором.
Но в ситуации, приведенной в вопросе, процентное соотношение массы тары известно исходя не из общей массы тары, а из массы товара брутто.
Поэтому и получается, что в письме задан вопрос, который остался без ответа, и приводится ответ на вопрос, который не задавался.
Из сути ответа можно догадаться, на какой вопрос он дан. Ситуация примерно следующая. Организация импортирует товар в таре. Договором предусмотрено, что вес тары поставленного товара составляет: картон и бумага – 90 % от общей массы тары, пластик – 10 % от общей массы тары. Вес товара брутто – 1 000 кг, а вес товара нетто – 900 кг.
Какую ставку следует применить при исчислении экологического налога при импорте товара по данному договору?
Если бы был задан такой вопрос, тогда можно было бы применить ответ МНС РБ о том, что сумма экологического налога, подлежащего уплате в бюджет, может быть рассчитана исходя из массы тары, определенной как разница между весом брутто и весом нетто, указанными в инвойсе, и процентного соотношения массы каждой тары, предусмотренного договором.
Отняв от массы товара брутто массу товара нетто, найдем вес всей тары (пластмассовой и картонной), который равен 100 кг (1 000 кг – 900 кг). После этого узнаем, что масса бумажной и картонной тары составляет 90 кг (100 кг × 90 %), а масса пластмассовой тары – 10 кг (100 кг × 10 %). Затем можно исчислить сумму экологического налога.
Таким образом, исходя из вопроса № 4 до настоящего времени так и не ясно, как считать экологический налог: так, как задан вопрос, или так, как дан ответ, или можно использовать оба метода в зависимости от имеющихся у плательщиков сведений.
По нашему мнению, оба варианта являются правильными.