Правовые рамки введения налога с продаж товаров в розничной торговле определены в подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона РБ "О республиканском бюджете на 2009 год"
Областным и Минскому городскому Советам депутатов Законом РБ от 13.11.2008 № 450-З "О республиканском бюджете на 2009 год" (далее – Закон № 450-З) было предоставлено право устанавливать на территории соответствующих административно-территориальных единиц налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщики налога. Местные Советы могли обязать платить налог с продаж только организации, определенные в п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – организации), и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты (далее – розничная торговая сеть) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
В указанный список плательщиков не входили:
– организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения;
– организации, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
– индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Объект налогообложения – операции по реализации товаров в розничной торговой сети (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ).
Налоговая база определялась как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.
Ставки по налогу с продаж. Ставки устанавливались местными Советами депутатов и не должны были превышать 5 % налоговой базы.
Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле рассматривалась как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость.
При исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, налог с продаж исключался из выручки первым.
Формы налоговых деклараций (расчета) по налогу с продаж утверждены постановлением МНС РБ от 17.02.2009 № 13 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам" и содержатся:
– в приложении 1 к этому постановлению – при наличии раздельного учета выручки от реализации товаров;
– в приложении 2 – при отсутствии раздельного учета выручки от реализации товаров.
Чтобы понять, как платить налог с продаж в нашей ситуации, рассмотрим инструкции местных Советов депутатов, а именно Минского горсовета, Минского и Витебского облсоветов.
Минск: если организация состоит на учете в налоговой инспекции одного района г. Минска, а ее магазин находится в другом районе г. Минска, налог с продаж платится в бюджет по месту постановки на учет организации
Для плательщиков налога в г. Минске Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле утверждена решением Минского горсовета от 19.11.2008 № 181 (далее – Инструкция № 181).
В 2009 г. плательщиками налога с продаж в г. Минске являлись организации (индивидуальные предприниматели), за исключением освобожденных от налога по подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 450-З, осуществляющие розничную торговлю товарами через розничную торговую сеть в соответствии с законодательством на территории г. Минска (п. 2 Инструкции № 181).
Налоговая декларация (расчет) по налогу с продаж должна была представляться в налоговый орган ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
– по месту постановки на учет – плательщиками налога с продаж, зарегистрированными на территории г. Минска;
– в налоговый орган по месту нахождения торгового объекта – плательщиками, зарегистрированными за пределами г. Минска и осуществляющими розничную торговлю на территории г. Минска.
В нашей ситуации торговая организация находится в г. Минске, поэтому она должна представлять налоговую декларацию по налогу с продаж по месту постановки на учет, а не по месту нахождения торгового объекта.
Уплата налога с продаж в бюджет г. Минска производится плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, за IV квартал 2009 г. торговая организация должна сдать налоговую декларацию не позднее 20 января 2010 г. по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.
Налог с продаж товаров зачисляется в бюджет г. Минска. Уплата налога производится организацией по месту получения ее филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями выручки (п. 9 Инструкции № 181).
Как свидетельствует практика налоговых проверок, торговые организации не всегда однозначно трактуют п. 9 Инструкции № 181.
В отношении налога с продаж наиболее часто задаваемым вопросом является следующий: если организация состоит на учете в налоговой инспекции в одном районе г. Минска (например, в Первомайском), а ее магазин находится в другом районе г. Минска (например, в Заводском), в какой бюджет организация должна платить налог с продаж: по месту постановки на учет или по месту получения магазином выручки?
Как определено ст. 3 Закона РБ от 05.05.1998 № 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь", территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делится на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.
Таким образом, торговая организация, состоящая на учете в налоговой инспекции по Первомайскому району г. Минска и имеющая магазины на территории других районов г. Минска (Заводского и т.д.), уплачивает налог с продаж в бюджет г. Минска по месту постановки организации на учет. Поскольку в г. Минске есть только городской бюджет, а у районов города своих бюджетов нет, организации не надо платить налог с продаж по месту нахождения магазинов.
Налог с продаж товаров в розничной торговле в Минской области: есть проблемы
По Минской области Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле утверждена решением Минского облсовета от 22.12.2008 № 154 (далее – Инструкция № 154).
Плательщиками налога с продаж по Инструкции № 154 являются организации (индивидуальные предприниматели), кроме освобожденных от налога по подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 450-З, осуществляющие розничную торговлю товарами через розничную торговую сеть на территории Минской области.
Инструкция № 154 устанавливает следующие правила.
1. Налоговая декларация (расчет) налога с продаж товаров в розничной торговле должна сдаваться плательщиками:
– ежеквартально;
– не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
– в инспекцию МНС РБ по месту постановки на налоговый учет организации.
2. Уплата налога с продаж должна производиться по месту нахождения объекта розничной торговой сети.
3. Налог с продаж перечисляется плательщиками-организациями ежеквартально отдельными платежными поручениями не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (индивидуальными предпринимателями – ежеквартально до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом).
Вниманию читателей: налог с продаж за IV квартал 2009 г. надо было уплатить не позднее 22 декабря 2009 г. в размере 2/3 суммы налога с продаж, исчисленной по расчету предыдущего квартала. В последующем производится перерасчет 22 января 2010 г. исходя из фактических оборотов, подлежащих налогообложению в IV квартале 2009 г.
Налог с продаж зачисляется в доход областного бюджета.
После изучения положений Инструкции № 154 становится понятно, что они написаны для "своих" плательщиков, расположенных в пределах области. А вот для организации, указанной в ситуации, буквальное их исполнение чревато уплатой санкций и пеней.
Так, если организация, состоящая на учете в г. Минске, представит налоговую декларацию в г. Минск, а заплатит налог в Минскую область, то получится, что в г. Минске будет начислен налог, но не будет поступления налога, т.е. имеет место недоимка, а в Минской области будет поступление налога без начисления, т.е. переплата. А наличие недоимки влечет применение санкций и пени. Поэтому понимать приведенную норму Инструкции № 154 и налоговикам, и плательщикам пришлось, так сказать, "творчески".
Поскольку в нашей ситуации организация состоит на учете в г. Минске и осуществляет розничную торговлю на территории Минской области в г. Молодечно, налоговую декларацию по налогу с продаж она должна представлять в налоговую инспекцию по г. Молодечно, т.е. по месту нахождения магазина, и там же уплачивать налог.
Отметим, что в начале года буквальное исполнение норм Инструкции № 154 плательщиками Минской области также приводило к применению к ним санкций и пени. Например, у организации, находящейся в г. Молодечно, магазин был расположен в г. Вилейке, и организация представляла налоговую декларацию по налогу с продаж в налоговую инспекцию г. Молодечно, а платила налог по месту нахождения торгового объекта, т.е. в г. Вилейке.
Впрочем, исправить эти недостатки Инструкции № 154 уже невозможно, так как с 2010 г. налог с продаж отменяется.
Налог с продаж товаров в розничной торговле в Витебской области
По Витебской области Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле утверждена решением Витебского облсовета от 18.12.2008 № 131 (далее – Инструкция № 131).
В Витебской области плательщиками налога с продаж являются организации (индивидуальные предприниматели), за исключением освобожденных от налога по подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 450-З, осуществляющие розничную торговлю товарами через розничную торговую сеть на территории соответствующих административно-территориальных единиц Витебской области.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу с продаж представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
– в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет – плательщиками, зарегистрированными на территории административно-территориальной единицы;
– в налоговый орган по месту нахождения торгового объекта – плательщиками, зарегистрированными за пределами административно-территориальной единицы и осуществляющими розничную торговлю на территории Витебской области (п. 8 Инструкции № 131).
Налог с продаж уплачивается в бюджет:
– плательщиками, зарегистрированными на территории административно-территориальной единицы, – по месту постановки на налоговый учет;
– плательщиками, зарегистрированными за пределами административно-территориальной единицы и осуществляющими розничную торговлю на территории Витебской области, – по месту нахождения торгового объекта (п. 11 Инструкции № 131).
Как видим, в Витебской области "чужие" плательщики не сталкивались с теми проблемами, которые были в Минской области. В Инструкции № 131 четко прописан механизм представления налоговых деклараций и уплаты налога с продаж как "своими" организациями, так и организациями, зарегистрированными в других областях и г. Минске.
Поэтому организация по магазину, расположенному в г. Орше, должна была представлять налоговые декларации по налогу с продаж и уплачивать налог с продаж в бюджет по месту нахождения торгового объекта, т.е. в налоговую инспекцию по г. Орше. Исчисляется налог с продаж по правилам, действующим в Витебской области.
Особенности уплаты налога в Брестской, Гродненской, Гомельской и Могилевской областях
Брестская область. Если бы указанная в ситуации организация имела магазины в Брестской области, то проблем с уплатой налога и представлением налоговых деклараций у нее бы не было.
В Брестской области налог с продаж уплачивается ежеквартально. Плательщики налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляли в инспекции МНС РБ по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу с продаж за отчетный период (Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Брестского облсовета от 12.12.2008 № 152).
В Инструкции было специально указано на то, что при наличии у плательщика налога с продаж филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (торговых объектов), не выделенных на отдельный баланс и не имеющих текущего (расчетного) либо иного банковского счета, налоговая декларация (расчет) представляется и налог с продаж уплачивается плательщиком по месту нахождения обособленного подразделения (торгового объекта).
А вот в Гродненской, Гомельской и Могилевской областях плательщиков ждут такие же проблемы, как и в Минской области.
Гродненская область. В Гродненской области вопросы уплаты и представления налоговой декларации изложены нечетко, практически так же, как в Минской области.
Плательщики налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляли в налоговый орган по месту постановки на учет в инспекции МНС по районам Гродненской области налоговую декларацию (расчет) по налогу с продаж (Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Гродненского облсовета от 12.12.2008 № 110 "Об утверждении инструкций").
Налог с продаж зачислялся в бюджет г. Гродно и районов Гродненской области по месту нахождения объекта розничной сети.
Гомельская область. Самый сложный порядок представления налоговых деклараций по налогу с продаж был установлен в Гомельской области.
Плательщики налога с продаж в течение налогового периода представляли в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) нарастающим итогом с начала налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Гомельского облсовета от 20.12.2008 № 165 (далее – Инструкция № 165)).
В п. 10 Инструкции № 165 был установлен некий "централизованный" порядок исчисления налога. При таком исчислении налога с продаж организации, имеющие обособленные подразделения, представляли в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу с продаж, составленную в целом по организации. Одновременно с налоговой декларацией представлялся реестр извещений на уплату налога с продаж товаров в розничной торговле подразделениями в бюджет по месту нахождения подразделения, подлежавших направлению в инспекции МНС РБ (далее – реестр), по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 165. К реестру прилагались извещения на подлежавшие уплате суммы налога с продаж (далее – извещения) по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 165.
После сверки извещений с данными реестра, а реестра – с данными налоговой декларации (расчета) по налогу с продаж, составленной в целом по организации, налоговый орган должен был сделать отметку на извещениях и возвращать их организации для дальнейшего направления в адрес налогового органа по месту нахождения подразделений. Извещения служили основанием для учета налоговыми органами по месту нахождения подразделений причитающихся к уплате и фактически уплаченных подразделениями сумм налога с продаж.
Вышеизложенные нормы, регламентировавшие такой "централизованный" порядок уплаты, были исключены из Инструкции № 165 решением Гомельского облсовета от 23.06.2009 № 219, и порядок представления налоговых деклараций стал такой же, как в Минской области.
Уплата налога с продаж производилась плательщиками при наличии розничной торговой сети на территории Гомельской области по месту нахождения объектов розничной торговой сети в бюджет г. Гомеля и районные бюджеты.
Могилевская область. В Могилевской области вообще не уточнено, в какие инспекции надо представлять налоговые декларации.
Так, п. 8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденной решением Могилевского облсовета от 19.12.2008 № 10-7, была определена обязанность плательщиков налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, представлять в инспекции МНС РБ налоговые декларации (расчеты).
Уплата налога с продаж производилась плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту осуществления розничной торговли товарами через розничную торговую сеть в бюджеты городов и районов на счета по учету средств местных бюджетов.