До 1 сентября земельный налог исчислялся только исходя из кадастровой стоимости земельного участка
С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса РБ (далее – НК). В ней был установлен новый порядок исчисления земельного налога. С указанной даты земельный налог в Республике Беларусь должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка (до этого времени земельный налог исчислялся от площади земельного участка).
Отметим, что как только плательщики представили в налоговые инспекции не позднее 20 февраля 2010 г. налоговые декларации, в которых отразили суммы исчисленного по новым правилам земельного налога, стало ясно, что при подготовке гл. 18 "Земельный налог" НК допущены серьезные просчеты.
Так, в 2010 г. у многих плательщиков при исчислении земельного налога по новым правилам его суммы по сравнению с прошлым годом значительно изменились. Причем изменения произошли как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Масштаб изменений был столь значительным, что налоговые инспекции не смогли не заметить это. Ведь перед ними стоит задача при новом порядке исчисления земельного налога сохранить поступления в бюджет на уровне прошлого года.
Такие серьезные перекосы в исчислении налога произошли потому, что подготовкой законопроекта занимались сразу несколько государственных органов. Так, кадастровую стоимость земельных участков в Республике Беларусь определяет РУП "Национальное кадастровое агентство" Государственного комитета по имуществу. Ставки земельного налога разрабатывались Минфином РБ.
При анализе размера ставок земельного налога, установленных в приложении 5 к НК, прослеживается резкое увеличение ставок для сельских населенных пунктов, а также для земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
Например, в общественно-деловой зоне для земельных участков, расположенных в г. Минске, ставка налога равна 0,36 %, а для участков, расположенных в сельских населенных пунктах, ставка налога составляет уже 8,5 %, или в 23,6 раза больше.
Такая же ситуация сложилась и для производственной зоны. Ставка налога в г. Минске составляет 1 %, а в сельских населенных пунктах – 12 %.
НК определяет, что налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства (п. 3 ст. 2).
Чтобы суммы земельного налога, уплачиваемые в г. Минске и сельских населенных пунктах, были одинаковыми, Национальное кадастровое агентство при определении кадастровой стоимости земли должно было соблюдать обратную пропорцию по сравнению со ставками налога. Например, кадастровая оценка во всех сельских населенных пунктах страны в общественно-деловой зоне должна быть в 23,6 раза ниже, чем кадастровая оценка земельных участков в г. Минске, а в производственной зоне – в 12 раз ниже.
Но так как кадастровая оценка земельных участков проводилась намного раньше, чем готовился проект Особенной части НК, и осуществлялась эта оценка по своим критериям, естественно, указанная пропорция не была соблюдена. Например, в Минском районе в сельсоветах, территориально граничащих с г. Минском, кадастровая оценка земель определена на уровне г. Минска, а в ряде случаев даже превышает ее. Следовательно, по таким земельным участкам плательщикам приходилось платить земельный налог больший, чем вг. Минске.
С другой стороны, в сельских населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от городов, кадастровая оценка земельных участков может быть в десятки раз ниже, чем кадастровая оценка земель в городах. В этом случае суммы исчисленного земельного налога будут в десятки раз меньше, чем суммы налога, уплачиваемые плательщиками в прошлые годы.
1 марта 2010 г. вышел Указ Президента РБ № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности". В нем были установлены для населенных пунктов такие же коэффициенты к кадастровой стоимости земельных участков, как и ставки земельного налога, установленные в приложении к НК. Таким образом, после принятия Указа № 101 проблемы плательщиков земельного налога сразу стали и проблемами плательщиков арендной платы за землю.
С 1 сентября 2010 года исчисление платежей за землю производится в новом порядке: размер земельного налога больше не зависит от кадастровой стоимости земельного участка
С 1 сентября т.г. вступил в силу Указ Президента РБ от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 420). Он направлен на то, чтобы исправить допущенные перекосы и диспропорции в исчислении платежей за землю.
Например, в Указе № 420 для ряда плательщиков, у которых по сравнению с прошлым годом суммы платежей за землю уменьшились в десятки и более раз, устанавливается фиксированная сумма платежа для земельных участков, имеющих низкую кадастровую стоимость.
Для производственной зоны определено, что по земельным участкам, кадастровая стоимость которых ниже 109,0 млн. руб., уплачивается фиксированная сумма земельного налога в размере 1,2 млн. руб.
Следовательно, по таким земельным участкам размер земельного налога больше не зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Это позволяет государству решить проблему с уменьшением поступлений в бюджет от плательщиков, имеющих небольшую кадастровую стоимость земельных участков.
Пример
У организации кадастровая стоимость 1 га земли составляет 108,9 млн. руб. Эта организация должна заплатить земельный налог в размере 1,2 млн. руб. за 1 га, или около 1,1 % от кадастровой стоимости.
У другой организации кадастровая стоимость 1 га земли в 10 раз меньше, т.е. 10,9 млн. руб. Она тоже должна заплатить в бюджет земельный налог в размере 1,2 млн. руб., или уже 11 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, с 1 сентября 2010 г. некоторые организации, расположенные в сельской местности, будут платить в бюджет больше платежей за землю, а некоторые – меньше.
Ближайший срок уплаты платежей за землю – не позднее 22 октября 2010 года
В связи с принятием Указа № 420 МНС РБнаправило в налоговые инспекции письмо от 31.08.2010 № 2-2-11/1041 "О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 № 420".
В этом письме, в частности, разъясняется, что плательщикам в связи с изменением ставок земельного налога и коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения арендной платы необходимо:
– произвести перерасчет годовых сумм земельного налога и арендной платы;
– внести соответствующие изменения в налоговые декларации (расчеты) и представить их в налоговые органы;
– уплатить возникшие в связи с перерасчетом суммы вышеуказанных платежей (в т.ч. и доначисленные суммы за сентябрь) не позднее ближайшего срока, установленного для их уплаты.
Обращаем внимание на неточность формулировок письма. Рассмотрим их.
1. Что следует понимать под словами "не позднее ближайшего срока, установленного для их уплаты"? От какой даты отсчитывать ближайший срок?
Указ № 420 принят 13 августа 2010 г. Если считать от этой даты, то ближайший срок уплаты платежей за землю – не позднее 22 августа 2010 г. В то жевремя Указ № 420 вступил в силу с 1 сентября2010 г. Если считать от этой даты, то ближайший срок уплаты будет не позднее 22 октября 2010 г.
Скорее всего, МНС РБ имело в виду ближайший срок уплаты, следующий за днем вступления Указа № 420 в силу, т.е. 22 октября 2010 г. Таким образом, у плательщиков достаточно времени для представления уточненных налоговых деклараций и доплаты платежей за землю.
2. В письме указано, что в связи с перерасчетом сумм названных платежей необходимо откорректировать суммы иных налогов и обязательных платежей, уплатить и внести соответствующие изменения в налоговые декларации (расчеты) не позднее ближайших сроков, установленных для их уплаты.
Действительно, если с 1 сентября 2010 г. у организации уменьшится сумма платежей за землю, подлежащая уплате в бюджет, это приведет к уменьшению затрат, учитываемых при налогообложении, и увеличению налоговой базы по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий.
Но зачем в этом случае вносить изменения в налоговые декларации?
Выше мы уже определили, что под ближайшим сроком МНС РБ, скорее всего, имело в виду ближайший срок уплаты, следующий за вступлением Указа № 420 в силу.
Тогда из письма следует, что если организация уплачивает налог на прибыль ежемесячно, то она должна представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль не позднее 20 сентября и доплатить налог не позднее 22 сентября 2010 г. (ближайший срок уплаты налога на прибыль после 1 сентября 2010 г.).
Но выполнить это требование невозможно, так как не позднее 22 сентября организации уплачивают в бюджет налог на прибыль, исчисленный за август 2010 г.
Странным выглядит указанное требование МНС РБ и в отношении организаций, уплачивающих налог на прибыль ежеквартально. Такие организации согласно пп. 4 и 5 ст. 143 НК должны представить налоговую декларацию по налогу на прибыль за III квартал 2010 г. не позднее 20 октября 2010 г. и уплатить налог на прибыль в бюджет за III квартал 2010 г. не позднее 22 октября 2010 г. Поэтому им нет необходимости не позднее 22 октября 2010 г. представлять в налоговые инспекции уточненные налоговые декларации за III квартал 2010 г. и доплачивать налог за прибыль в бюджет за III квартал 2010 г.
У таких организаций достаточно времени, чтобы изменения, вызванные Указом № 420, отразить в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 г., представляемой не позднее 20 октября 2010 г, и уплатить налог на прибыль за III квартал 2010 г. не позднее 22 октября 2010 г. без проведения доплат.
В конце письма МНС РБ поручает своим инспекциям провести разъяснительную работу со всеми плательщиками по применению норм Указа № 420.
Будем надеяться, что инспекции исправят ошибки МНС РБ и правильно разъяснят плательщикам, в какие сроки последние должны представить налоговые декларации и уплатить налоги в связи с принятием Указа № 420.