Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр" (далее – постановление № 924/16) призвано:
– систематизировать и сократить перечень нормативных правовых актов по вопросам приема наличных денежных средств и использования кассового оборудования при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;
Как и ранее, организации при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в соответствующий государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами и Положением № 924/16* .
В постановлении № 924/16 объединены нормы нескольких действующих в настоящее время нормативных документов
С учетом развития новых технологий в сфере торговли и услуг в постановлении № 924/16 приведены основные термины и определения современного оборудования, используемого для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В целях сокращения нормативных правовых актов по вопросам использования кассового оборудования в постановлении № 924/16 объединены нормы следующих действующих постановлений:
– постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1);
– постановления МНС РБ от 09.09.2004 № 103 "Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг" (далее – постановление № 103).
Справочно: с 14 октября указанные документы утратят силу.
С 1 июля 2012 г. на автоматических электронных аппаратах, торговых автоматах должны быть установлены средства контроля налоговых органов
В последнее время в Республике Беларусь при реализации товаров и оказании услуг потребителям широко применяются торговые автоматы и автоматические электронные аппараты, оснащенные купюроприемником. Они предназначены для автоматического осуществления и регистрации денежных расчетов с потребителями за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги в режиме самообслуживания.
Указанные аппараты можно использовать:
– до 1 июля 2012 г. – в "старом" режиме (подп. 2.1 п. 2 постановления № 924/16);
– с 1 июля 2012 г. – только со встроенным кассовым оборудованием либо со встроенным специальным электронным устройством для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных (средством контроля налоговых органов) (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
Средство контроля налоговых органов будет обеспечивать сбор, обработку и передачу информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных с некоторой периодичностью: например, 3 раза в сутки или в режиме сплошного мониторинга работы автоматов по каждой продаже в случаях проведения контрольных мероприятий. Полученная информация должна автоматически обрабатываться в системе и путем различных видов анализа позволять выявлять рискованных (недобросовестных) плательщиков и выдавать соответствующие отчеты контролирующим органам. Плательщика, с оборудования которого не поступает либо поступает информация о незначительных продажах, будут относить к группе риска и ставить на особый контроль.
Особенности порядка использования автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов (в т.ч. с 1 июля 2012 г.) определены в гл. 3 Положения № 924/16.
Указанную технологию широко используют за рубежом. Ее применяют вендинговые операторы в так называемых вендинговых системах управления (VMS – Vending Management Systems), а в ряде стран Европейского союза она используется и для контроля за работой кассового оборудования.
Справочно: до 1 июля 2012 г. будет принят соответствующий нормативный правовой акт МНС, регулирующий порядок установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов, а также порядок осуществления функций центра обработки данных.
До 1 июля 2013 г. приостановлено действие требования о замене кассовых суммирующих аппаратов
На территории республики при приеме наличных денежных средств организации применяют в основном импортное кассовое оборудование (его удельный вес почти в 3 раза превышает удельный вес кассового оборудования отечественного производства).
В целях предотвращения оттока валютных ресурсов из страны постановлением № 924/16 предусмотрена норма, приостанавливающая с 14 октября до 1 июля 2013 г. действие требования о замене кассовых суммирующих аппаратов, в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе.
Данной нормой могут воспользоваться и организации, у которых этот срок истекает до 14 октября (ст. 67 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").
Однако из-за отсутствия в постановлении № 924/16 нормы, разрешающей применять до 14 октября кассовое оборудование с истекшим 6-летним сроком (в последнее время довольно часто нормативные документы распространяют свое действие на отношения, возникшие до даты их принятия), у некоторых организаций могут возникнуть определенные сложности.
Постановление № 924/16 вступает в силу с 14 октября 2011 г.* До 14 октября вопросы использования кассового оборудования, в т.ч. предельные сроки его использования, регулируют постановление № 18/1, постановление № 103, постановление МНС РБ от 03.09.2004 № 100 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг", иные нормативные правовые акты. Так как указанные документы в настоящее время являются действующими, основания у субъектов хозяйствования применять до 14 октября кассовое оборудование, предельный срок которого истек или истекает до 14 октября, отсутствуют.
В связи с этим организации, у которых 6-летний срок использования кассового оборудования истекает до 14 октября, имеют право:
– заменить старое кассовое оборудование на новое;
– заморозить такое кассовое оборудование до 14 октября (т.е. не использовать при приеме наличных денежных средств) и начать вновь его применять с указанной даты, так как данное оборудование включено в государственный реестр, а запрет по 6-летнему сроку приостановлен.
Пример
У организации, применяющей в своей деятельности кассовое оборудование, 10 августа истекло 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе. Денежные средства на приобретение нового кассового оборудования у нее отсутствуют.
Организация может продолжить использовать в своей деятельности применяемое ею кассовое оборудование, но только с 14 октября. В период с 10 августа по 13 октября это оборудование не должно использоваться. За нарушение указанного порядка организация будет привлечена к административной ответственности.
Кассовое оборудование, как и ранее, необходимо регистрировать в налоговом органе
С 14 октября т.г. порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога), банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр будет регулировать Положение № 924/16.
Нормы Положения № 924/16 действуют в отношении:
– юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
– филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения;
– Нацбанка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей.
Кассовое оборудование, не используемое банками при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей, регистрировать в налоговом органе не надо (до 14 октября любое кассовое оборудование, используемое Нацбанком и банками, не подлежит в соответствии с подп. 2.3 п. 2 постановления № 18/1 регистрации в налоговом органе).
С 14 октября количество устанавливаемых платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в торговом объекте единиц кассового оборудования
Постановлением № 924/16 определен перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами. Наряду с торговыми объектами в этот перечень включены также объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену). Действующий в настоящее время перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (приложение 1 к постановлению № 18/1), не содержит объекты бытового обслуживания населения.
Поскольку не во всех торговых объектах, указанных в перечне, имеются кассовые кабины либо контрольно-кассовые узлы, постановлением № 924/16 предусмотрено, что количество устанавливаемых платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в торговом объекте единиц кассового оборудования.
Объект бытового обслуживания населения – это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) для осуществления бытового обслуживания населения (СТБ 1528-2005 "Бытовые услуги населению. Термины и определения").
1. При переходе права владения (пользования) на объекты торговли на основании заключенных договоров от одного субъекта к другому создается новый торговый объект. В этом случае возникает обязанность по установке платежного терминала.
2. Изменение наименования торгового объекта не является созданием нового торгового объекта, поскольку наименование как средство индивидуализации ничего в самом торговом объекте как имущественном комплексе не изменяет. В этом случае изменение наименования торгового объекта обязанности по установке платежного терминала не влечет.
3. Обязанность по установке платежного терминала возникает при изменении вида деятельности. Например, когда вместо оказания бытовых услуг в объекте будет осуществляться розничная торговля. В данном случае объект бытового обслуживания населения стал торговым объектом, т.е. новым видом объекта.
4. При изменении местонахождения торгового объекта необходимо учитывать следующее. К торговым объектам согласно перечню (приложение 1 к постановлению № 924/16) относят магазины, павильоны с торговым залом, магазины-склады.
Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение (СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" (далее – СТБ 1393-2003)). Таким образом, перемещение магазина в иное место не представляется возможным.
Павильон – это оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал или без него и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Соответственно модуль павильона можно разобрать и переместить в любое место (на любую улицу, в любой город, населенный пункт и т.п.). При этом исходя из термина, установленного СТБ 1393-2003, павильон остается тем же торговым объектом, и следовательно, при изменении его местонахождения обязанность по установке платежного терминала у субъектов предпринимательской деятельности не возникает.
– систематизировать и сократить перечень нормативных правовых актов по вопросам приема наличных денежных средств и использования кассового оборудования при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;
– определить современные подходы в области использования кассового и иного оборудования для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь;
– повысить эффективность контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг.
Как и ранее, организации при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в соответствующий государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами и Положением № 924/16* .
____________________________
*Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
В постановлении № 924/16 объединены нормы нескольких действующих в настоящее время нормативных документов
С учетом развития новых технологий в сфере торговли и услуг в постановлении № 924/16 приведены основные термины и определения современного оборудования, используемого для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В целях сокращения нормативных правовых актов по вопросам использования кассового оборудования в постановлении № 924/16 объединены нормы следующих действующих постановлений:
– постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1);
– постановления МНС РБ от 09.09.2004 № 103 "Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг" (далее – постановление № 103).
Справочно: с 14 октября указанные документы утратят силу.
С 1 июля 2012 г. на автоматических электронных аппаратах, торговых автоматах должны быть установлены средства контроля налоговых органов
В последнее время в Республике Беларусь при реализации товаров и оказании услуг потребителям широко применяются торговые автоматы и автоматические электронные аппараты, оснащенные купюроприемником. Они предназначены для автоматического осуществления и регистрации денежных расчетов с потребителями за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги в режиме самообслуживания.
Указанные аппараты можно использовать:
– до 1 июля 2012 г. – в "старом" режиме (подп. 2.1 п. 2 постановления № 924/16);
– с 1 июля 2012 г. – только со встроенным кассовым оборудованием либо со встроенным специальным электронным устройством для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных (средством контроля налоговых органов) (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
Средство контроля налоговых органов будет обеспечивать сбор, обработку и передачу информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных с некоторой периодичностью: например, 3 раза в сутки или в режиме сплошного мониторинга работы автоматов по каждой продаже в случаях проведения контрольных мероприятий. Полученная информация должна автоматически обрабатываться в системе и путем различных видов анализа позволять выявлять рискованных (недобросовестных) плательщиков и выдавать соответствующие отчеты контролирующим органам. Плательщика, с оборудования которого не поступает либо поступает информация о незначительных продажах, будут относить к группе риска и ставить на особый контроль.
Особенности порядка использования автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов (в т.ч. с 1 июля 2012 г.) определены в гл. 3 Положения № 924/16.
Указанную технологию широко используют за рубежом. Ее применяют вендинговые операторы в так называемых вендинговых системах управления (VMS – Vending Management Systems), а в ряде стран Европейского союза она используется и для контроля за работой кассового оборудования.
Справочно: до 1 июля 2012 г. будет принят соответствующий нормативный правовой акт МНС, регулирующий порядок установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов, а также порядок осуществления функций центра обработки данных.
До 1 июля 2013 г. приостановлено действие требования о замене кассовых суммирующих аппаратов
На территории республики при приеме наличных денежных средств организации применяют в основном импортное кассовое оборудование (его удельный вес почти в 3 раза превышает удельный вес кассового оборудования отечественного производства).
В целях предотвращения оттока валютных ресурсов из страны постановлением № 924/16 предусмотрена норма, приостанавливающая с 14 октября до 1 июля 2013 г. действие требования о замене кассовых суммирующих аппаратов, в т.ч. совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе.
Данной нормой могут воспользоваться и организации, у которых этот срок истекает до 14 октября (ст. 67 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").
Однако из-за отсутствия в постановлении № 924/16 нормы, разрешающей применять до 14 октября кассовое оборудование с истекшим 6-летним сроком (в последнее время довольно часто нормативные документы распространяют свое действие на отношения, возникшие до даты их принятия), у некоторых организаций могут возникнуть определенные сложности.
Постановление № 924/16 вступает в силу с 14 октября 2011 г.* До 14 октября вопросы использования кассового оборудования, в т.ч. предельные сроки его использования, регулируют постановление № 18/1, постановление № 103, постановление МНС РБ от 03.09.2004 № 100 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг", иные нормативные правовые акты. Так как указанные документы в настоящее время являются действующими, основания у субъектов хозяйствования применять до 14 октября кассовое оборудование, предельный срок которого истек или истекает до 14 октября, отсутствуют.
_________________________
* Исключение – подп. 2.1 п. 2, вступающий в силу с 1 июля 2011 г., и п. 4, вступающий в силу со дня принятия данного постановления.
В связи с этим организации, у которых 6-летний срок использования кассового оборудования истекает до 14 октября, имеют право:
– заменить старое кассовое оборудование на новое;
– заморозить такое кассовое оборудование до 14 октября (т.е. не использовать при приеме наличных денежных средств) и начать вновь его применять с указанной даты, так как данное оборудование включено в государственный реестр, а запрет по 6-летнему сроку приостановлен.
Пример
У организации, применяющей в своей деятельности кассовое оборудование, 10 августа истекло 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе. Денежные средства на приобретение нового кассового оборудования у нее отсутствуют.
Организация может продолжить использовать в своей деятельности применяемое ею кассовое оборудование, но только с 14 октября. В период с 10 августа по 13 октября это оборудование не должно использоваться. За нарушение указанного порядка организация будет привлечена к административной ответственности.
Кассовое оборудование, как и ранее, необходимо регистрировать в налоговом органе
С 14 октября т.г. порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога), банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр будет регулировать Положение № 924/16.
Нормы Положения № 924/16 действуют в отношении:
– юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
– филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения;
– Нацбанка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей.
Важно! Кассовое оборудование, используемое вышеперечисленными субъектами хозяйствования, подлежит обязательной регистрации в налоговых органах.
Кассовое оборудование, не используемое банками при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей, регистрировать в налоговом органе не надо (до 14 октября любое кассовое оборудование, используемое Нацбанком и банками, не подлежит в соответствии с подп. 2.3 п. 2 постановления № 18/1 регистрации в налоговом органе).
С 14 октября количество устанавливаемых платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в торговом объекте единиц кассового оборудования
Постановлением № 924/16 определен перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами. Наряду с торговыми объектами в этот перечень включены также объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену). Действующий в настоящее время перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (приложение 1 к постановлению № 18/1), не содержит объекты бытового обслуживания населения.
Поскольку не во всех торговых объектах, указанных в перечне, имеются кассовые кабины либо контрольно-кассовые узлы, постановлением № 924/16 предусмотрено, что количество устанавливаемых платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в торговом объекте единиц кассового оборудования.
Справочно: торговый объект – это имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям (ст. 2 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З "О торговле").
Объект бытового обслуживания населения – это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) для осуществления бытового обслуживания населения (СТБ 1528-2005 "Бытовые услуги населению. Термины и определения").
Обращаем внимание читателей на некоторые аспекты в части обязанности по установке платежных терминалов при создании новых торговых объектов, изменении наименования действующего торгового объекта, переходе права собственности, изменении вида деятельности, изменении местонахождения и т.п.
1. При переходе права владения (пользования) на объекты торговли на основании заключенных договоров от одного субъекта к другому создается новый торговый объект. В этом случае возникает обязанность по установке платежного терминала.
2. Изменение наименования торгового объекта не является созданием нового торгового объекта, поскольку наименование как средство индивидуализации ничего в самом торговом объекте как имущественном комплексе не изменяет. В этом случае изменение наименования торгового объекта обязанности по установке платежного терминала не влечет.
3. Обязанность по установке платежного терминала возникает при изменении вида деятельности. Например, когда вместо оказания бытовых услуг в объекте будет осуществляться розничная торговля. В данном случае объект бытового обслуживания населения стал торговым объектом, т.е. новым видом объекта.
4. При изменении местонахождения торгового объекта необходимо учитывать следующее. К торговым объектам согласно перечню (приложение 1 к постановлению № 924/16) относят магазины, павильоны с торговым залом, магазины-склады.
Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение (СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" (далее – СТБ 1393-2003)). Таким образом, перемещение магазина в иное место не представляется возможным.
Павильон – это оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал или без него и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Соответственно модуль павильона можно разобрать и переместить в любое место (на любую улицу, в любой город, населенный пункт и т.п.). При этом исходя из термина, установленного СТБ 1393-2003, павильон остается тем же торговым объектом, и следовательно, при изменении его местонахождения обязанность по установке платежного терминала у субъектов предпринимательской деятельности не возникает.