Единый перечень объединил все ранее действовавшие перечни административных процедур
В Едином перечне объединены и систематизированы ранее действовавшие перечни административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности:
– налоговыми и таможенными органами;
– Минфином и подчиненными ему государственными организациями;
– Минторгом;
– Минюстом и подчиненными ему организациями;
– Минсельхозпродом и подчиненными ему государственными организациями;
– Минприроды и его территориальными органами;
– Минкультуры;
– Минобразованием и подчиненными ему государственными организациями;
– Минстройархитектуры и подчиненными ему государственными организациями;
– Минэкономики;
– Минздравом и подчиненными ему государственными организациями, территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;
– МВД и территориальными органами внутренних дел;
– Мининформом;
– Минспорта;
– Госкомимуществом и подчиненными ему организациями;
– МЧС;
– Минтруда и соцзащиты;
– МИД;
– Минтрансом и подчиненными ему государственными организациями;
– Госкомстандартом и подчиненными ему государственными организациями;
– Госкомитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями;
– организациями Минлесхоза;
– Управлением делами Президента РБ и подчиненными ему организациями;
– Минсвязи и подчиненными ему государственными организациями;
– концернами "Белгоспищепром", "Белнефтехим", "Беллегпром";
– органами государственной статистики;
– Белорусским государственным объединением по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов и организациями, входящими в его состав;
– государственными организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго" и государственного производственного объединения по топливу и газификации "Белтопгаз".
Постановлением № 156 определен перечень процедур, не подпадающих под его действие
Не все осуществляемые на территории Республики Беларусь административные процедуры вошли в Единый перечень. Действие постановления № 156 не распространяется на целый ряд отношений, среди которых, в частности, отношения:
1) возникающие в связи с осуществлением деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами).
Данные вопросы регулируются указами Президента РБ:
– от 16.02.2012 № 71 "О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)" (вступает в силу с 1 мая 2012 г.);
– от 07.12.2009 № 593 "О некоторых вопросах деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), и экспортного контроля";
– от 17.07.2006 № 460 "О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)".
Эти вопросы регулируются Указом Президента РБ от 27.12.2007 № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" и утвержденными им положениями:
– о порядке изъятия и предоставления земельных участков;
– порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
– порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;
– порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
3) связанные с лицензированием отдельных видов деятельности.
Данные вопросы регулируются Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 и утвержденным им Положением о лицензировании отдельных видов деятельности;
4) связанные с государственной регистрацией юридических лиц.
Такие вопросы регулируются Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" и утвержденными им положениями:
– о государственной регистрации субъектов хозяйствования;
– ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования;
5) регулируемые Гражданским и Хозяйственным процессуальными кодексами, Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях;
6) регулируемые гражданским законодательством в части договорных и иных обязательств, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами;
7) регулируемые банковским, налоговым, таможенным законодательством, законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Важно! Несмотря на оговорку в п. 2 постановления № 156 о нераспространении действия этого постановления на процедуры, регулируемые налоговым и таможенным законодательством, в Единый перечень включены многие (хотя и не все) административные процедуры, совершаемые налоговыми и таможенными органами. Например, подп. 1.9 п. 1 Единого перечня содержит порядок получения иностранной организацией или ее налоговым агентом справки об уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Ранее такой порядок определялся п. 34 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399.
В подп. 1.10 п. 1 Единого перечня для иностранной организации определен порядок получения справки, подтверждающей сумму уплаченного в бюджет налога на прибыль иностранной организацией. Ранее такой порядок определялся п. 35 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399;
Данные отношения регулируются, в частности, Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", Налоговым кодексом РБ (далее – НК) и иными актами законодательства;
9) связанные с оказанием индивидуальной государственной поддержки.
Такие вопросы регулируются Указом Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" и утвержденными им положениями:
– о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита;
– порядке установления нормативного распределения выручки;
– порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи;
– порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды;
– порядке понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, а также предоставления отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;
– порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами;
10) связанные с государственными закупками, а также предоставлением прав, имущества и (или) услуг, осуществляемым посредством проведения конкурсов или аукционов.
Данные вопросы регулируются, в частности, постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок", которым утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;
Через 3 месяца после официального опубликования вступает в силу постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств". Исключение – пп. 4–6, 8, 11, вступающие в силу после официального опубликования (п. 11 постановления № 229).
Действие документа распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, госорганы и другие юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, а также на организации, в уставных фондах которых более 25 % акций находятся в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и административно-территориальной единицы.
Указанные юрлица самостоятельно определяют порядок организации и проведения процедур закупок. При этом они обязаны учитывать требования постановления.
Например, при применении процедуры закупки из одного источника организация обязана осуществлять закупки у производителей, их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны и невозможны, а при применении конкурентной процедуры и участия в ней производителя или его сбытовой организации (официального торгового представителя) организация обязана отстранить от участия в процедуре закупки посредника, если цена его продукции не ниже цены продукции, предлагаемой производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем).
Эти отношения регулируются Бюджетным кодексом РБ и иными акты бюджетного законодательства.
Не все ранее действовавшие административные процедуры вошли в Единый перечень
Отметим, что число процедур в Едином перечне по сравнению с ранее действовавшим законодательством сокращено.
Например, в него не включены такие процедуры, совершаемые налоговыми органами, как принятие решения о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) и принятие решения о возможности уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Связано это с изменениями, внесенными в НК Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З (далее – Закон № 330-З).
Так, согласно Закону № 330-З, вступившему в силу с 1 января 2012 г., принимать решение о переходе на УСН можно до самого конца года, предшествующего году, с которого планируется ее применение. О своем решении о переходе на УСН достаточно не позднее 31 декабря уведомить налоговый орган по форме, приведенной в приложении 21 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)" (далее – постановление № 82).