Постановлением № 1672 предусмотрена дифференциация коэффициентов платежеспособности по видам экономической деятельности. Это позволяет учитывать особенности функционирования организаций по отдельным видам экономической деятельности, а также создает условия для принятия наиболее эффективных и своевременных управленческих решений, базирующихся на реальном финансовом состоянии управляемого субъекта. В качестве показателей для оценки платежеспособности субъектов хозяйствования используются коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами. Те же коэффициенты использовались и до принятия постановления № 1672, т.е. набор показателей, характеризующих платежеспособность, остался неизменным.
Критерии признания субъектов хозяйствования неплатежеспособными остались такими же, как и прежде: неплатежеспособным признается субъект хозяйствования, у которого одновременно значения коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами в зависимости от основного вида экономической деятельности на конец отчетного периода ниже нормативных величин.
Неплатежеспособностью, приобретающей устойчивый характер, считается неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса.
Неплатежеспособностью, имеющей устойчивый характер, считается неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, при наличии на дату составления последнего бухгалтерского баланса коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, значение которого превышает 0,85.
В новой инструкции определен порядок расчета коэффициентов платежеспособности
Во исполнение постановления № 1672 постановлением Минфина и Минэкономики РБ от 27.12.2011 № 140/206 утверждена Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования (далее – Инструкция № 140/206). Ею определены порядок расчета коэффициентов платежеспособности и порядок проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования с учетом изменений в бухгалтерской отчетности, произошедших в 2012 г.
Определен круг лиц, применяющих Инструкцию № 140/206. Ее используют государственные и негосударственные юридические лица (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, индивидуальные предприниматели, принявшие решение о ведении бухгалтерского учета.
Источником информации для анализа, как и раньше, являются данные бухгалтерской отчетности, которую начиная с I квартала 2012 г. субъекты хозяйствования составляют по новым формам.
Порядок расчета коэффициентов платежеспособности и коэффициента абсолютной ликвидности изменен
Главные изменения внесены в порядок расчета коэффициентов платежеспособности (коэффициента текущей ликвидности (К1), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (К2), коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)) и коэффициента абсолютной ликвидности (Кабсл): при их расчете не корректируются итоги разделов пассива баланса на величину резервов предстоящих платежей. При расчете коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) следует учитывать не только величину собственного капитала организации, но и величину ее долгосрочных обязательств.
В Инструкции, утвержденной постановлением № 81/128/65, при расчете коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами собственный оборотный капитал рассчитывался как разность капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости долгосрочных активов. По данной методикерасчета у большинства организаций получались дефицит собственного оборотного капитала и отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами при довольно высоком значении коэффициента текущей ликвидности. Такой алгоритм уместно использовать только в том случае, когда источником инвестиций в долгосрочные активы является исключительно собственный капитал организации. На практике такая ситуация встречается крайне редко. Большинство субъектов хозяйствования формирует долгосрочные активы не только за счет собственных средств, но и за счет долгосрочных кредитов банка, займов, лизинга.
В Инструкции № 140/206 при определении размера собственного оборотного капитала долгосрочные обязательства приравнены к собственному капиталу для последующего расчета значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами.
Кроме того, на значения коэффициентов платежеспособности также повлияли изменения в составе разделов бухгалтерского баланса и в порядке отражения отдельных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Следовательно, значения одноименных коэффициентов, рассчитанные в 2012 г. и в 2011 г., будут отличаться.
Инструкция, утвержденная постановлением № 81/128/65, устанавливала, что для выявления причин ухудшения финансового состояния организации после установления ее неплатежеспособности и неудовлетворительности структуры ее баланса необходимо проводить детальный анализ финансового состояния.
В настоящее время согласно Инструкции № 140/206 анализ финансового состояния и платежеспособности организации проводится в целях, установленных Законом РБ "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Для анализа финансового состояния дополнительно введены новые показатели
Инструкцией № 140/206 предусмотрен расчет новых показателей:
– коэффициента оборачиваемости оборотных средств (краткосрочных активов) и коэффициента общей оборачиваемости капитала (для оценки деловой активности);
– коэффициента капитализации и коэффициента финансовой независимости (автономии) (для оценки финансовой устойчивости и структуры источников финансирования).
Выводы, полученные по результатам расчета коэффициентов платежеспособности субъектов хозяйствования, могут быть использованы при проведении анализа их финансово-хозяйственной деятельности и подготовке информации об их финансовом состоянии.
Елена Шульц, консультант информационно-аналитического отдела Департамента по санации и банкротству Минэкономики РБ