Общие положения
Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь"
Законом установлены требования к организации ярмарок.
Ярмарка – это мероприятие, организованное в определенном месте и в определенное время с предоставлением мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, информация о котором заранее публично доведена до неопределенного круга лиц (п. 43 ст. 1).
На организатора ярмарки возлагаются следующие обязанности:
– согласование места и времени проведения ярмарки (на республиканском уровне – с Минторгом РБ, на местном – с местным исполнительным комитетом);
– разработка и утверждение плана подготовки и проведения ярмарки, определение режима ее работы, порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;
– опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение на своем сайте в сети Интернет информации о проведении ярмарки;
– принятие мер по соблюдению продавцами требований законодательства, в т.ч. о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п. 2 ст. 15).
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим и физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям. Размер платы за предоставление таких мест, а также за оказание услуг, связанных с уборкой территории, проведением ветеринарно-санитарной экспертизы и др., организатор ярмарки определяет с учетом необходимости компенсации затрат на ее организацию.
Взимание платы за вход на ярмарку, выход с ярмарки, перемещение по ее территории не допускается (п. 6 ст. 15).
Постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 702 утверждена новая редакция Положения (вступило в силу с 22 июля 2014 г.) В ней выделен такой вид ярмарки, как выставка-ярмарка (абз. 4 п. 3). Основной целью этого мероприятия является демонстрация товаров, предоставление информации о работах и услугах. Ярмарка же должна организовываться с предоставлением мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо заключения договоров, предусматривающих поставки товаров (п. 3).
Для проведения ярмарки (в т.ч. выставки-ярмарки) организатору необходимо подать заявление и получить согласование Минторга РБ либо местного исполнительного комитета (в зависимости от уровня ярмарки: республиканского либо местного).
Установлены сроки подачи заявления для получения согласования проведения выставки-ярмарки, ярмарки. Например, для местной ярмарки – не позднее чем за 15 дней до объявления в СМИ о ее проведении (п. 6). К заявлению необходимо приложить список участников ярмарки, а также документ, подтверждающий полномочия организатора мероприятия на ее проведение на определенной территории (в здании, помещении), например договор аренды (часть вторая п. 7).
Приведен перечень оснований для отказа организатору в согласовании проведения выставки-ярмарки, ярмарки. Например, отказ организатору возможен в случае проведения в пределах одной области Республики Беларусь, в одном регионе мероприятий одинаковой тематики в течение 20–30 календарных дней (абз. 2 части первой, часть вторая п. 9). При этом в указанные сроки в одном регионе разрешается проводить несколько ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции.
Календарь иностранных (международных, республиканских) выставок (выставок-ярмарок) и перечень иностранных (международных, республиканских) ярмарок Минторг РБ размещает не только в СМИ, но и на своем сайте (пп. 8 и 10).
Началу торговли на ярмарке предшествует определенная работа
С учетом примерного перечня наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.
Заключение договора о полной индивидуальной материальной ответственности с работником, осуществляющим приемку и реализацию продукции на ярмарке, обосновано ст. 404–405 Трудового кодекса РБ.
Кроме того, в организации необходимо издать приказ об участии в торговле на ярмарке. В приказе оговариваются лица, ответственные за организацию выездной торговли, а также материально ответственные лица. Если требуется выполнение подготовительных работ, связанных с организацией торговли на ярмарке, дополнительно оформляют приказы о командировании работников.
Положение распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, торгово-производственную деятельность с использованием средств измерений.
Метрологический контроль за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил осуществляется в целях обеспечения единства и достоверности измерений, защиты граждан от отрицательных последствий неточных и неправильных измерений.
Поверка средств измерений должна осуществляться в соответствии с требованиями ТКП 8.003-2011 (03220) "Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ" (подп. 1.5).
Кассовое оборудование подлежит регистрации в инспекции МНС до его применения и при условии установки на него в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля. (Однако при продаже товаров во время торговли на ярмарке наличные денежные средства принимают чаще всего без применения кассового оборудования (см. Положение № 924/16). – Прим. авт.)
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках (подп. 31.2).
Документальное оформление реализации товаров на ярмарке
Налоговый кодекс РБ (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З, с учетом изменений от 31.12.2013 № 96-З
При осуществлении торговли (в т.ч. на ярмарках) продукция, товары, предназначенные для реализации, поступают в подотчет материально ответственного лица по товарно-транспортной накладной (ТТН-1). Данный документ должен находиться в месте реализации (подп. 1.12 п. 1 ст. 22).
Приказ Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 268 "Об установлении примерных форм учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства, и Инструкции о порядке применения и заполнения примерных форм учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства"
Сельскохозяйственные организации заполняют форму отчета о продаже сельскохозяйственной продукции формы 424-АПК, приведенной в приложении 56 к приказу. В отчете формы 424-АПК отражают принятую для продажи и проданную продукцию в учетных ценах и продажных ценах, остаток непроданной продукции. На оборотной стороне отчета приводят данные о движении денежных средств (выручено от продажи продукции, сдано в кассу, использовано, остаток у подотчетного лица). Отчет заполняется в 1 экземпляре. К нему прилагают документы, подтверждающие приемку продукции для продажи и использование (сдачу) денежной выручки.
Положение № 924/16
Юридические лица, осуществляющие прием наличных денежных средств при торговле на ярмарке без применения кассового оборудования и платежных терминалов, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 32).
Прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) (п. 33).
В Законе РБ от 09.01.2002 "О защите прав потребителей" разъяснено, что документами, подтверждающими факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), являются кассовый (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения товара (сроке выполнения работы, периоде оказания услуги), продавце (исполнителе), оформленный в порядке, утверждаемом Минторгом РБ, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента.
В постановлении разъяснено, что иной документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) на ярмарке, подтверждающий защиту прав потребителей, оформляется продавцом (исполнителем) в письменном виде и должен содержать наименование (фирменное наименование) продавца (исполнителя), а если продавцом (исполнителем) является индивидуальный предприниматель – его фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование товара (работы, услуги), дату приобретения товара (срок выполнения работы, период оказания услуги), стоимость товара (работы, услуги). Такой документ подписывает лицо, непосредственно осуществившее продажу товара (выполнение работы, оказание услуги).
Особенности налогообложения
Налоговый кодекс РБ (далее – НК)
Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах (подп. 1.46 п. 1 ст. 94).
Плательщики имеют право применить ставку НДС, указанную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК, по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза).
В НК изложен также порядок отражения "входного" НДС, приходящегося на обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза (пп. 2 и 3 ст. 106).
Разъяснено, в каких случаях вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, отгруженным покупателям – иностранным организациям и (или) физическим лицам с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств (подп. 23.6, 23.7 п. 23 ст. 107).
При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в сумму оборота включаются операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза), если по таким операциям плательщик не исчислил НДС в бюджет Республики Беларусь (п. 24 ст. 107).