Имущественный налоговый вычет, предоставляемый нуждающимся в улучшении жилищных условий: изменения коснулись только документов, являющихся основанием для его применения
– на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;
– на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на эти цели.
Основанием для получения имущественного вычета являются документы, перечень которых определен в п. 2 ст. 166 НК.
С нового года этот перечень претерпел некоторые изменения. С указанной даты необходимо представлять:
1) вместо оригиналов:
– копии договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома или квартиры (в случае осуществления реконструкции индивидуального жилого дома или квартиры);
– копии документов, подтверждающих регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, квартиру, договора купли-продажи индивидуального жилого дома, квартиры (при приобретении индивидуального жилого дома, квартиры) (часть третья абз. 6, 7 п. 2 ст. 166 НК, в ред. Закона № 431-З).
При этом Закон № 431-З уточнил, что если документы, подтверждающие оплату стоимости дома (квартиры), были представлены налоговому агенту (налоговому органу) для целей представления имущественного налогового вычета в предыдущем налоговом периоде, то в последующие налоговые периоды повторно этому налоговому агенту (налоговому органу) они не представляются.
Имущественный налоговый вычет, предоставляемый при возмездном отчуждении имущества, можно получить и без подтверждающих документов
Плательщик вправе получить имущественный налоговый вычет и при возмездном отчуждении имущества, причем как в полном объеме, так и в размере 10 %.
Ранее, чтобы получить вычет в полном размере, плательщик должен был представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) и документы, подтверждающие по указанной сделке фактически произведенные им расходы, связанные с приобретением и (или) отчуждением этого отчуждаемого имущества (подп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК).
С 1 января 2013 г. эти расходы можно подтвердить:
1) как и ранее, путем представления документов, подтверждающих расходы по приобретению и (или) отчуждению возмездно отчуждаемого имущества.
Так, плательщик вместе с декларацией должен представить:
– копию кредитного договора или договора займа – при приобретении возмездно отчуждаемого имущества за счет кредитных или заемных средств;
– копию договора купли-продажи – при приобретении возмездно отчуждаемого имущества;
– копию договора о строительстве – при осуществлении расходов на строительство возмездно отчуждаемых индивидуальных жилых домов или квартир;
– копию договора на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг);
– квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и другие документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), погашение кредита и (или) займа (включая уплату начисленных процентов за пользование кредитом и (или) займом);
2) при отсутствии указанных документов – на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и организациями в установленном законодательством порядке (часть третья п. 5 ст. 167 НК).
Напомним, что налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право, в частности, получать:
– от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в т.ч. заключения соответствующих специалистов, экспертов (подп. 1.5 п. 1 ст. 88 НК);
– сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в т.ч. удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о представлении персональных данных (подп. 1.51 п. 1 ст. 88 НК) и т.д.
Например, при осуществлении контроля за соблюдением порядка декларирования доходов и имущества налоговые органы вправе получить на безвозмездной основе информацию и документы о доходах, полученных лицами, обязанными представлять декларации о доходах и имуществе в соответствии со ст. 8–12 Закона РБ от 04.01.2003 № 174-З "О декларировании физическими лицами доходов и имущества", а также о находящемся в их собственности имуществе. Исключение составляют информация и документы, содержащие сведения, относящиеся к государственным секретам или иной охраняемой законодательством тайне (п. 10 ст. 70 НК).
Также отметим, что плательщики, как и ранее, вправе применить имущественный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации имущества, вместо получения имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества или подтвержденных информацией, имеющейся у налогового органа (за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка) (подп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК).
Рассмотрим вышеизложенное на примере.
Пример 1
Физическим лицом в январе 2013 г. за 586 000 000 руб. продан грузовой автомобиль. При этом документы, подтверждающие расходы на приобретение этого автомобиля, им утеряны.
Так как в отношении указанных доходов нельзя применить льготу, установленную подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК (проданный автомобиль не является легковым), доходы от его продажи подлежат обложению подоходным налогом с учетом имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.2 п. 1 ст. 167 НК.
В рассматриваемой ситуации указанный имущественный налоговый вычет может быть предоставлен:
– либо в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации автомобиля (подп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК);
– либо на основании документов, имеющихся у плательщика (при их отсутствии – на основании сведений из информационной системы "ГАИ-Центр", имеющейся в налоговом органе).
От редакции:
Порядок передачи некоторых сведений налоговым органам, а также этими органами определен постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 105. Данным постановлением утверждены:
1) Инструкция о порядке передачи в налоговые органы государственными органами и организациями, осуществляющими учет и (или) государственную регистрацию в отношении имущества иправ на него, сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Так, передача сведений МВД о зарегистрированных транспортных средствах осуществляется путем предоставления МНС удаленного доступа к республиканской базе данных автоматизированной информационной системы "ГАИ-Центр" по выделенному каналу связи, инспекциям МНС – с использованием собственной сети передачи данных.
Доступ к сведениям из указанной информационной системы предоставляется по перечню согласно приложению 2 к названной Инструкции. Такой перечень содержит в т.ч. информацию о дате регистрации (снятия с учета) автотранспортного средства; основании регистрации (снятия с учета) автотранспортного средства; стоимости транспортного средства;
2) Инструкция о порядке представления органами, должностные лица которых уполномочены совершать нотариальные действия, и частными нотариусами сообщений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров отчуждения в налоговые органы.
Государственные нотариальные конторы и частные нотариусы сообщают о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров отчуждения (дарения, мены, купли-продажи, ренты) в налоговые органы по месту своего нахождения путем представления сообщений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров отчуждения не позднее 5 рабочих дней со дня соответствующего нотариального удостоверения;
3) Инструкция о порядке получения регистраторами, осуществляющими государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, и нотариусами, удостоверяющими сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, информации об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость от налоговых органов.
Терминология ст. 167 НК унифицирована в соответствии с иным законодательством
Терминология, используемая в ст. 167 НК, приведена в соответствие с Законом РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним".
Так, с учетом внесенных Законом № 431-З в п. 1 ст. 167 НК корректировок в состав расходов, связанных с приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением, в частности, включаются суммы, направленные на модернизацию и реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) при наличии полученного в установленном порядке разрешения на производство строительных работ, переоборудование и замену номерных агрегатов транспортных средств при внесении соответствующих изменений в документы, связанные с государственной регистрацией этих транспортных средств.
В целях правильного определения даты фактического получения дохода необходимые изменения внесены в ст. 172 НК
С 1 января 2013 г. основанием для применения положений подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК является невозврат имущества, а не его получение.
Таким образом, при невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п. 21 ст. 178 НК, датой фактического получения дохода признают день, следующий за днем, установленным для возврата этого имущества.
Пример 2
Организация в январе 2012 г. выдала физическому лицу заем. Договор займа заключен на 3 года.
В 2013 г. организация ликвидируется.
Согласно подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК при невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п. 21 ст. 178 НК, дата фактического получения дохода определяется как день, следующий за днем, установленным для возврата имущества.
Таким образом, при получении займа от белорусской организации он может быть признан доходом, подлежащим обложению подоходным налогом, только при условии, что на день, установленный для возврата займа, он возвращен не был.
В рассматриваемой ситуации такой день не наступил.
С нового года дату фактического получения дохода в этом случае определяют в соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 172 НК, в ред. Закона № 431-З.
Так, с учетом новой редакции указанного подпункта при получении имущества в связи с осуществлением ранее предпринимательской деятельности (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), при наличии не исполненных плательщиком обязательств, а также в размере стоимости отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав при наличии не исполненных перед плательщиком обязательств дату фактического получения дохода определяют как день представления индивидуальным предпринимателем заявления о прекращении деятельности.
Кроме того, Закон № 431-З урегулировал вопрос, связанный с определением даты фактического получения дохода в отношении доходов, получаемых в виде прочего (сверх норм естественной убыли) выбытия товаров, указанных в подп. 2.10 п. 2 ст. 176 НК (основные средства, имущественные права по прочим основаниям, не связанным с выбытием в результате реализации, обмена и безвозмездной передачи, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в т.ч. форс-мажорные)).
В этом случае такая дата будет определяться как день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего выбытие товаров (подп. 1.9 п. 1 ст. 172 НК).