В частности, Указом № 257 в новой редакции изложено Положение о проведении культурно-зрелищных мероприятий (далее – Положение № 257).
В настоящее время определение гастрольно-концертной деятельности в белорусском законодательстве отсутствует.
Под культурно-зрелищным мероприятием понимается театральная постановка, концертная программа, иной результат творческой деятельности исполнителей или коллективов художественного творчества (см. Указ № 542). Необходимым признаком таких мероприятий, подпадающих под действие Указа № 542, выступает получение прибыли (дохода).
КРУГ ОРГАНИЗАТОРОВ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РАСШИРИЛСЯ
Согласно прежней редакции Указа № 542 в роли организатора такого мероприятия могли выступать юридическое лицо РБ или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь. Теперь аналогичное право получили иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами. Данный вид деятельности не требует получения лицензии.
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НЕОБХОДИМО ПОЛУЧИТЬ УДОСТОВЕРЕНИЕ
Ранее действовал заявительный принцип проведения мероприятий: организатор был обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до намеченного дня проведения мероприятия письменно уведомить управление культуры обл(Мингор)исполкома по месту предполагаемого проведения мероприятия о планируемом мероприятии с приложением его программы. С 1 сентября 2013 г. не позднее чем за 10 рабочих дней до начала реализации билетов организатор обязан обратиться в управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи обл(Мингор)исполкома по месту предполагаемого проведения мероприятия для получения удостоверения.
В отдельных случаях получение удостоверения не требуется (достаточно уведомления): например, если решение о проведении культурно-зрелищного мероприятия принято Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, областными (Минским городским), районными, городскими исполнительными комитетами; если его организаторами выступают управления идеологической работы и т.д.
ЗА ВЫДАЧУ УДОСТОВЕРЕНИЯ ВЗИМАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
За выдачу удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь взимают государственную пошлину по ставкам, дифференцированным в зависимости от количества мест (входных билетов) и составляющим:
– от 3 базовых величин (БВ) – до 150 мест или билетов;
– до 200 БВ – более 3 000 мест или билетов.
При этом при проведении нескольких культурно-зрелищных мероприятий (проведение организатором мероприятия на территории одной области или г. Минска в течение календарного месяца культурно-зрелищных мероприятий в рамках гастролей, концертных туров и иных подобных мероприятий с участием одного и того же исполнителя (состава исполнителей)) госпошлина взимается однократно.
Освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу удостоверения:
1) организаторы культурно-зрелищных мероприятий с участием только белорусских исполнителей;
2) государственные организации культуры (подп. 2.3 п. 2 Указа № 257).
Государственная пошлина за выдачу удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь поступает в специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи.
БИЛЕТЫ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ ЗА НАЛИЧНЫЙ ИЛИ БЕЗНАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ
Реализацию входных билетов и печатной продукции, содержащей информацию о мероприятии, включая программы (буклеты), осуществляют организатор мероприятия или по его поручению (на основании соответствующих договоров) иные организации либо граждане, в т.ч. за наличный или безналичный расчет. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в т.ч. в случаях продажи билетов (абонементов) на посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные, а также другие открытые и закрытые площадки)*. В числе прочего она может осуществляться посредством использования сетей электросвязи, в т.ч. глобальной компьютерной сети Интернет (электронный билет), в порядке, определенном организатором мероприятия, с учетом требований законодательства.
РЕКВИЗИТЫ ВХОДНОГО БИЛЕТА
Обязательными реквизитами входного билета являются:
1) сведения об организаторе мероприятия (наименование и местонахождение юридического лица, иностранной организации, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя, иностранного гражданина);
2) наименование мероприятия, время (сроки) и место его проведения;
3) ряд и номер посадочного места (при их наличии);
4) цена входного билета;
5) серия и номер входного билета (устанавливаются организатором мероприятия);
6) место контроля (штрих-код);
7) информация об условиях и месте возврата входного билета и др.
Если входной билет оформлен на бланке документа с определенной степенью защиты, то дополнительно он должен содержать корешок, остающийся после использования входного билета в пачке входных билетов, напечатанной и сшитой (сброшюрованной) типографским способом.
МЕРОПРИЯТИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТМЕНЕНО
Организатор мероприятия вправе отказаться от проведения мероприятия не позднее чем за 1 рабочий день до дня его проведения (п. 31Положения № 257). В этом случае, а также при замене его другим организатор мероприятия обязан письменно уведомить управление идеологической работы обл(Мингор)исполкома по месту проведения отмененного (запланированного) мероприятия и обеспечить информирование граждан об отмене, изменении заранее объявленных времени (сроков) или места проведения мероприятия, замене его другим, сроках и местах возврата билетов.
Кроме того, оговорен порядок возврата билетов организатору мероприятия.
КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЛЬГОТЫ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
Уместным будет напомнить о льготах в налогообложении, которые распространяются на ряд объектов в сфере культуры.
НДС и налог на прибыль
Льготы, предоставляемые в части НДС, приведены в таблице.
Налог на доходы иностранных организаций будет взиматься в особом порядке
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по ставке 15 % признаются в т.ч. доходы от проведенияи (или) участия на территории Республики Беларусь в культурно-зрелищных мероприятиях, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь (подп. 1.6 п. 1ст. 146 НК).
До 1 сентября 2013 г. в роли организатора могут выступать только белорусские лица, поэтому налог на доходы удерживается ими по методу "у источника" до перечисления дохода иностранной организации.
– на стоимость услуг иностранных организаций;
Д-т 60 – К-т 68
– исчислен налог на доходы*.
Дальнейшие расчеты иностранной организации со своими исполнителями не влекут возникновения налоговых обязательств на территории Беларуси.
Если белорусский организатор заключил контракт (договор возмездного оказания услуг) напрямую с иностранным физическим лицом – исполнителем, то вознаграждение последнего является доходом, полученным из источников в Республике Беларусь (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК), и облагается на ее территории подоходным налогом.
Указ № 257 разрешил выступать в роли организаторов указанных мероприятий нерезидентам (см. подп. 2.4 п. 2 Указа № 257).
Для них предусмотрены особенности налогообложения: иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, являющиеся организаторами культурно-зрелищного мероприятия, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, получающие доходы от организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь, самостоятельно уплачивают налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Исключение составляют случаи осуществления указанной деятельности по договорам с юридическими лицами РБ или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, признаваемыми налоговыми агентами, в которых предусматривается поступление выручки на счета таких агентов.
Установлен порядок определения налоговой базы и представления отчетности для иностранных организаций
Иностранные и международные организации определяют налоговую базу как общую сумму доходов от организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь за вычетом документально подтвержденных затрат на транспортировку и на арендную плату юридическим лицам РБ или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь.
Если иностранные или международные организации производят уплату налога самостоятельно, они обязаны:
1) до начала проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь стать на учет в налоговом органе по месту проведения первого культурно-зрелищного мероприятия;
2) не позднее первого рабочего дня, следующего за днем проведения каждого из культурно-зрелищных мероприятий, представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в части доходов от организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий на территории Республики Беларусь в налоговый орган по месту проведения культурно-зрелищных мероприятий и уплатить налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук