1.1. Имеет ли право предприятие дооценить оставшиеся в торговых объектах модели с одинаковым артикулом до последней сформированной розничной цены?
Имеет.
Организации, осуществляющие розничную торговлю, независимо от форм собственности имеют право на проведение переоценки остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности. Такое право предоставлено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.07.1995 № 375 "О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле" (далее – постановление № 375).
Организации, осуществляющие розничную торговлю, производят переоценку товаров на основании приказа (решения, распоряжения) руководителя организации.
Рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров до уровня цен их последнего приобретения на ситуации.
Ситуация. Дооценка остатков товара
Организация розничной торговли получила от поставщика ботинки мужские по отпускной цене (без НДС) 755 500 руб. На момент нового поступления товаров в остатке находилось 5 пар мужских ботинок, поставленных ранее по отпускной цене 700 500 руб. за пару обуви.
Руководителем организации розничной торговли было принято решение о переоценке имеющихся в остатке пяти пар обуви до цены их последнего приобретения. Для этого была создана комиссия, и результаты проведения переоценки обуви занесены в опись-акт, который оформлен следующим образом:
* Информация о том, как правильно округлить розничные цены, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
1.2. Допустимы ли различные розничные цены на аналогичный товар в разных торговых объектах предприятия или должна проводиться дооценка до последней розничной цены во всех торговых объектах?
Недопустимы.
Применение различного уровня торговых надбавок |**| на одинаковые товары, формирование цен на которые производится с учетом конъюнктуры рынка, при каждом новом их поступлении возможно и осуществляется на усмотрение руководителя организации розничной торговли.
** Информация об уровне предельных максимальных торговых надбавок на социально значимые товары в 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Вместе с тем в одном и том же магазине реализация одинаковых товаров по разным ценам не допускается.
По этой причине при поступлении одинаковых товаров по разным ценам необходимо произвести дооценку товаров до цен последнего приобретения в соответствии с постановлением № 375. Так, цена, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот (скидок) для отдельных категорий покупателей (п. 21 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
Проведение указанной дооценки – это право организации торговли. Если в сложившейся ситуации организация не планирует проведение дооценки, она может продать остатки имеющегося товара по старым ценам, а затем производить реализацию новой партии товара по новым ценам.
Обращаем внимание, что при установлении розничных цен на социально значимые товары должен быть составлен расчет с указанием размера применяемой торговой надбавки к отпускной цене производителя (импортера) (п. 12 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111).
Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых и торговых надбавок не составляются.
Реестр должен быть подписан руководителем организации розничной торговли или лицом, на то уполномоченным.