Ситуация
Документ, подтверждающий право на льготу по НДС при оказании платных услуг по дошкольному образованию
Организация планирует оказывать дополнительные услуги в сфере детского дошкольного образования: хореография, плавание, детский фитнес, английский язык и т.п.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг по образованию, которые включают в т.ч. реализацию образовательных программ дошкольного образования, освобождаются от уплаты НДС (подп. 1.28.1 п. 1 ст. 118 НК [1]).
Какими документами организация может подтвердить право на применение льготы по НДС?
Такими документами являются:
– учебный план, который должен быть разработан организацией на основании типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утвержден руководителем этой организации;
– договоры о платных услугах в сфере образования, заключенные с родителями (законными представителями воспитанников) (ст. 77 Кодекса об образовании [2]).
В договоре в обязательном порядке должны быть указаны: наименование предоставляемой услуги, сроки предоставления услуги, ее стоимость и порядок изменения стоимости; порядок расчетов за оказание услуги и ответственность сторон.
Справочно:
типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Минобразования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99.
Обоснуем наш ответ с учетом норм НК, Кодекса об образовании и др.
Организация как плательщик:
Организации, претендующей на льготу по НДС, определенную подп. 1.28.1 п. 1 ст. 118 НК, необходимо воспользоваться нормами Кодекса об образовании и документами, принятыми в его развитие.
Деятельность организаций в сфере дошкольного образования регулируется гл. 18–21 Кодекса об образовании. Им определено, что образовательная программа дошкольного образования реализуется:
– в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (пп. 1–2 ст. 142 Кодекса об образовании) (далее – дошкольные учреждения).
Право осуществлять образовательную деятельность в сфере дошкольного образования имеют те организации, которые:
– руководствуются Стандартом [3], определенным Минобразованием (ст. 92, п. 3 ст. 143 Кодекса об образовании ). Он обязателен для применения всеми дошкольными учреждениями;
– разработали учебно-программную документацию образовательной программы дошкольного образования в соответствии со ст. 151 Кодекса об образовании;
– заключили с родителями (законными представителями воспитанников) договоры о платных услугах в сфере образования в порядке, установленном ст. 77 Кодекса об образовании.
Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования включает в себя учебные планы и учебную программу дошкольного образования (п. 1 ст. 151 Кодекса об образовании).
Справочно:
в республике учебная программа дошкольного образования утверждена постановлением Минобразования Республики Беларусь от 27.11.2012 № 133.
Образовательная программа дошкольного образования представляет собой совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами дошкольного образования (п. 2 Стандарта). Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания (п. 7 ст. 151 Кодекса об образовании).
Содержание учебной программы представлено базовым компонентом и содержанием образовательных услуг сверх базового компонента в соответствии с количеством часов, установленным типовым учебным планом дошкольного образования.
Справочно:
базовый компонент – минимальное обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования, имеет развивающую и воспитывающую направленность. Базовый компонент показан в смысловых содержательных блоках, отражающих целевую сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей.
С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по 5 направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику. Содержание образовательных услуг сверх базового компонента включает дисциплины «Хореография», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Мастерская технического конструирования», «Творческая мастерская», «Детский фитнес», «Юные туристы», определяется закономерностями развития детей в дошкольном возрасте и не должно превышать максимально возможную нагрузку на воспитанника, определенную типовым учебным планом.
Учебные планы подразделяются:
1) на типовой учебный план дошкольного образования.
Это технический нормативный правовой акт, который устанавливает перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальную допустимую учебную нагрузку и общее количество учебных часов в неделю. Структура типового учебного плана приведена в Стандарте.
Типовой учебный план дошкольного образования содержит 7 образовательных областей, основанных на принципах и направлениях учебной программы, например «Физическая культура», «Искусство», «Развитие речи и культура речевого общения».
Обучение английскому языку, например, входит в образовательную область «Развитие речи и культура речевого общения»;
2) учебные планы организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Учебные планы разрабатываются организацией на основании типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждаются ее руководителем;
3) экспериментальные учебные планы учреждений дошкольного образования.
Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования разрабатывается Минобразованием совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается этим министерством.
Мнение эксперта
Если образовательные услуги, оказываемые организацией, не входят в образовательные области, поименованные в типовом учебном плане, и являются экспериментальными, организации следует разработать учебный план, согласовать и утвердить его в Минобразовании Республики Беларусь. При наличии такого согласования у организации в отношении данной платной услуги появится право на льготу по НДС |*|.
* Порядок определения налогового отчетного периода по НДС и расчета НДС в 2019 г.
От редакции:
Помимо учебного плана и договоров о платных услугах в сфере образования, организация должна иметь:
1) приказ об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования, определяющий виды образовательных услуг на платной основе, кадровый состав, занятый предоставлением этих услуг, расписание занятий, помещения для занятий (другое – по усмотрению учреждения);
2) должностные инструкции педагогов, оказывающих платные образовательные услуги в сфере дошкольного образования;
3) график работы педагогических работников, оказывающих платные образовательные услуги, и др.