7 (267). В магазин обратился покупатель с заявлением о доукомплектации реализованного ему товара. Данный недостаток покупатель обнаружил дома.
Обязан ли продавец удовлетворить требование покупателя?
Обязан, при соблюдении определенных условий.
Продавец обязан удовлетворить требование потребителя и доукомплектовать товар. Обоснуем приведенный вывод.
Потребитель имеет право на надлежащее качество товаров |*|, в т.ч. безопасность товаров, надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»; далее – Закон).
* Информация о процедуре подтверждения качества и комплектности товара
Продавец обязан продемонстрировать работоспособность товара и передать потребителю товар, качество которого соответствует представленной информации о товаре, требованиям законодательства и условиям договора, а также по требованию потребителя представить ему документы, подтверждающие качество товара, его комплектность, количество (п. 2 ст. 11 Закона).
Технически сложные товары бытового назначения до поступления в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку товаров, удаление заводской смазки, пыли, стружек, осмотр товаров, проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товарах и их производителях, при необходимости сборку изделия и его наладку (п. 75 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
При передаче товара потребителю в момент продажи под проверкой комплектности следует понимать проверку наличия в упаковке составных частей, комплектующих, других принадлежностей к основному изделию, которые впоследствии подлежат сборке или использованию вместе с основным изделием. Соблюдение приведенных нормативных правовых актов продавцом исключает возможность приобретения недоукомплектованного им товара.
Важно! В случае обнаружения некомплектности товара после его приобретения и в ходе использования потребитель вправе предъявить претензию продавцу о приобретении некачественного товара и потребовать безвозмездного устранения недостатков или расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченных за товар денежных средств. При расторжении договора потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 27 Закона).