Абсолютное большинство организаций сдает в Белгосстрах государственную статистическую отчетность по форме 4-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – отчетность) 1 раз в полугодие.
Однако в течение III квартала 2011 г. многие организации были весьма удивлены тем, что обособленные подразделения Белгосстраха предъявили им штрафные санкции за несвоевременное представление отчетности за I квартал 2011 г.
Дело в том, что для страхователей, использовавших в течение I или III квартала средства обязательного страхования на страховые выплаты своим работникам, законодательство предусматривает обязанность по сдаче отчетности не только в целом за полугодие, но и отдельно за соответствующий квартал.
В преддверии сдачи квартальной отчетности за III квартал 2011 г. рассмотрим этот вопрос с точки зрения действующего законодательства на конкретных практических ситуациях.
Ситуация 1
13 июля 2011 г. организация представила обособленному подразделению Белгосстраха по месту своей регистрации отчетность в целом за 1-е полугодие 2011 г. с заполненными гр. 3–8 отчетности (январь – июнь). При этом по стр. 17 гр. 3–5 отчетности (январь – март) отражены суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных организацией работникам, с которыми произошли несчастные случаи на производстве (см. приложение 1).
По результатам приема отчетности обособленное подразделение Белгосстраха обратило внимание страхователя на то, что он не представил отчетность за I квартал 2011 г., а отчетность за 1-е полугодие составлена неверно: данные по гр. 3–5 (январь – март) заполнять не следует, поскольку эти сведения должны содержаться в отчетности за I квартал.
14 июля 2011 г. страхователь представил отчетность за I квартал 2011 г. и уточненную отчетность за 1-е полугодие 2011 г. (см. приложение 2). По данному факту обособленное подразделение Белгосстраха предъявило штраф за несвоевременное представление отчетности за I квартал в размере 10 % от суммы страховых взносов, начисленных за I квартал (900 877 руб.).
Форма и порядок представления отчетности утверждены постановлением Белстата от 30.04.2010 № 43.
Страхователи, не использовавшие в отчетном периоде средства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и (или) доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая на более легкую нижеоплачиваемую работу до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты (далее – страховые выплаты), представляют отчетность только за январь – июнь и январь – декабрь. Это установлено п. 1 Указаний по заполнению формы отчетности, утвержденных вышеназванным постановлением Белстата (далее – Указания), а также самой формой отчетности.
Таким образом, для абсолютного большинства страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выступающих в качестве респондентов рассматриваемой отчетности, она носит фактически полугодовой характер, что и было принято во внимание организацией в рассматриваемой ситуации.
Обоснование нарушения
Организация не учла, что п. 1 Указаний, а также самой формой отчетности предусмотрена обязанность страхователей, использовавших в отчетном периоде (I и (или) III кварталах) средства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на страховые выплаты, в дополнение к полугодовой представить также и отдельную отчетность за I и (или) III кварталы (за январь – март и (или) январь – сентябрь) в срок не позднее соответственно 20 апреля и 20 октября.
В результате этой ошибки (непредставление отчетности за I квартал 2011 г.) организация допустила также и другую ошибку – неправильное составление отчетности в целом за 1-е полугодие 2011 г., выразившееся в заполнении гр. 3–5 данной отчетности. Страхователи, использовавшие средства обязательного страхования на страховые выплаты в течение I квартала, в отчетности за январь – июнь (1-е полугодие) гр. 3–5 отчетности (январь – март) не заполняют, поскольку соответствующие данные должны содержаться в отдельной отчетности за I квартал (часть вторая п. 7 Указаний).
Меры ответственности
За несвоевременное представление отчетности страхователь уплачивает страховщику штраф в размере 10 % от суммы страховых взносов, начисленных за отчетный квартал (часть вторая п. 246 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530)).
С учетом рассмотренных требований законодательства действия обособленного подразделения Белгосстраха по истребованию от организации отчетности за I квартал 2011 г, уточненной отчетности за 1-е полугодие 2011 г., а также предъявлению штрафных санкций в рассматриваемой ситуации являются обоснованными.
Д-т 99 – К-т 76
– на сумму начисленного штрафа*.
___________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Ситуация 2
Изменим условия ситуации 1.
13 июля 2011 г. организация представила обособленному подразделению Белгосстраха по месту своей регистрации отчетность в целом за 1-е полугодие 2011 г. с заполненными гр. 3–8 отчетности (январь – июнь). При этом по стр. 17 гр. 6–8 отчетности (апрель – июнь) отражены суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных организацией в течение II квартала 2011 г. работникам, с которыми произошли несчастные случаи на производстве (см. приложение 3).
По результатам приема отчетности обособленное подразделение Белгосстраха обратило внимание страхователя на то, что в состав данных, отраженных по стр. 17 гр. 6 отчетности (использовано средств на страховые выплаты в апреле 2011 г.), необоснованно включены суммы пособий, средства на которые страхователь в действительности использовал в течение I квартала 2011 г. (по данным представленных копий листков нетрудоспособности пособия выплачивались также в январе, феврале и марте). С учетом этого был сделан вывод, что страхователь не представил отчетность за I квартал 2011 г., а отчетность за 1-е полугодие 2011 г. составлена неверно: по гр. 6 (апрель) стр. 17 следовало отразить сумму средств, использованных на выплату только апрельского пособия, поскольку данные об использовании средств на январские, февральские и мартовские пособия должны содержаться в отдельной отчетности за I квартал.
14 июля 2011 г. страхователь представил отчетность за I квартал 2011 г. и уточненную отчетность за 1-е полугодие 2011 г. (краткий вариант уточненной отчетности тот же, что и в ситуации 1). По данному факту обособленное подразделение Белгосстраха предъявило штраф за несвоевременное представление отчетности за I квартал в размере 10 % от суммы страховых взносов, начисленных за I квартал (900 877 руб.).
Обоснование нарушения
В рассматриваемой ситуации налицо неудачная попытка страхователя избежать ответственности за непредставление (несвоевременное представление) отчетности за I квартал 2011 г.
Дело в том, что выплаченные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности засчитывают в уплату страховых взносов и подтверждают документально при представлении страховщику установленной статистической отчетности (п. 269 Положения № 530).
Перечень подтверждающих документов для пособий определен в п. 14 Указаний. В число этих документов входят в т.ч. заверенные копии листков нетрудоспособности.
На оборотной стороне листка нетрудоспособности страхователем должны быть заполнена строка "Включена в платежную ведомость за __________ месяц", где прописью вписывается название месяца, в платежную ведомость за который включена сумма пособия (п. 14 и часть втораяп. 18 Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97).
От редакции:
Обращаем внимание, что в постановление Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97 постановлением указанных министерств от 29.08.2011 № 89/84 внесены изменения. Указанная автором Инструкция утратила силу с 6 октября 2011 г. Норма, приведенная автором, теперь содержится в п. 82 Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97, в редакции постановления указанных министерств от 29.08.2011 № 89/84. С 6 октября 2011 г. при оформлении листков нетрудоспособности следует руководствоваться именно этой редакцией Инструкции.
Руководствуясь сведениями, указанными на оборотной стороне листка нетрудоспособности, специалисты обособленного подразделения Белгосстраха могут оценить действительный период использования страхователем средств обязательного страхования на страховые выплаты в виде пособий, что и было сделано в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, действия обособленного подразделения Белгосстраха по истребованию от организации отчетности за I квартал 2011 г., уточненной отчетности за 1-е полугодие 2011 г., а также предъявлению штрафных санкций в рассматриваемой ситуации также являются обоснованными.
Ситуация 3
За основу берем ситуацию 2.
13 июля 2011 г. организация представила обособленному подразделению Белгосстраха по месту своей регистрации отчетность в целом за 1-е полугодие 2011 г. с заполненными гр. 3–8 отчетности (январь – июнь). При этом по стр. 17 гр. 6–8 отчетности (апрель – июнь) отражены суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных организацией в течение II квартала 2011 г. работникам, с которыми произошли несчастные случаи на производстве (краткий вариант уточненной отчетности тот же, что и в ситуации 2).
В состав данных, отраженных по стр. 17 гр. 6 отчетности (использовано средств на страховые выплаты в апреле 2011 г.), страхователь включил суммы пособий, которые были начислены работнику за периоды его временной нетрудоспособности, приходящиеся на январь, февраль и март 2011 г. (по данным представленных копий листков нетрудоспособности).
Вместе с тем страхователь обратил внимание специалистов обособленного подразделения Белгосстраха на то, что указанные пособия были действительно выплачены во II квартале (начислены и включены в ведомость за апрель и выплачены к сроку выплаты заработной платы за 2-ю половину апреля в мае 2011 г.), так как листки нетрудоспособности были представлены организации для оплаты самим работником только в конце апреля 2011 г. Данная информация подтверждается сведениями, указанными на оборотной стороне листка нетрудоспособности, в строке "Включена в платежную ведомость за __________ месяц" каждого из которых с января по март 2011 г. фигурирует апрель 2011 г.
По результатам приема отчетности обособленным подразделением Белгосстраха подтверждены факт отсутствия оснований для представления организацией отдельной отчетности за I квартал 2011 г., а также правильность составления отчетности в целом за1-е полугодие 2011 г.
Все вышеизложенное в отношении отчетности за I квартал 2011 г. в полной мере применимо и к отчетности за III квартал 2011 г., которая должна быть представлена страхователями, использовавшими в июле, августе или сентябре 2011 г. средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на страховые выплаты (пособия или доплаты), в срок не позднее 20 октября 2011 г.
Наряду со штрафными санкциями, предусмотренными п. 245 Положения № 530, следует помнить о том, что Белгосстрах может инициировать процесс по привлечению страхователя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3–4 ст. 23.18 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин. Указанные деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 80 до 150 базовых величин.
Полагаем, что указанные меры ответственности не стоят того, чтобы проигнорировать необходимость представления в Белгосстрах отчетности по форме 4-страхование (Белгосстрах) за III квартал 2011 г.