Ситуация 1
Белорусское строительное предприятие открыло на территории Российской Федерации филиал, осуществляющий деятельность по выполнению строительных работ по договорам, заключаемым с организациями РФ, на территории Российской Федерации. Численность работников филиала составляет 314 человек, из них 278 – граждане Беларуси, работающие вахтово-экспедиционным методом на основании срочных трудовых договоров, в которых в качестве нанимателя выступает белорусское предприятие в лице своего филиала. Данные граждане постоянно проживают в Республике Беларусь и являются временно пребывающими в Российской Федерации. Белорусское предприятие зарегистрировано в качестве налогоплательщика в г. Минске. Филиал зарегистрирован в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту своего расположения (Московская область).
С одним из работников филиала из числа граждан Беларуси 11 июня 2013 г. произошел несчастный случай на производстве, повлекший его временную нетрудоспособность сроком на 2 недели.
Для правильного ответа на данный вопрос необходимо проанализировать характер действия и взаимного соотношения специальных актов белорусского, российского и 2-стороннего законодательства.
Начнем с норм белорусского законодательства.
Трудовые и связанные с ними отношения работников – граждан РБ, работающих в представительствах юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей, регулируются Трудовым кодексом РБ (далее – ТК) и иным законодательством о труде (ст. 320 ТК).
Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Республике Беларусь урегулированы Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Указ № 530) и утвержденным им Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение № 530).
В качестве страхователей по данному виду обязательного страхования выступают организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам РБ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан (п. 242 Положения № 530).
Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье в т.ч. граждан, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) (п. 243 Положения № 530).
В подп. 6.3 п. 6 Указа № 530 определено, что "если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены в настоящем Указе, то применяются нормы международного договора".
Правовое регулирование отношений по осуществлению обязательного (социального) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на территории Республики Беларусь и Российской Федерации в отношении граждан РБ и РФ, проживающих на территории одного из этих государств, следует осуществлять с учетом положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006 (далее – Договор с Россией).
Необходимо применить законодательство РФ
Застрахованные, на которых распространяется действие Договора с Россией, подпадают исключительно под действие законодательства той договаривающейся стороны, на территории которой они выполняют работу (п. 1 ст. 5 Договора с Россией).
В рассматриваемой ситуации гражданам РБ, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь и временно пребывающим на территории Российской Федерации, работу предоставляет российский филиал белорусского предприятия, осуществляющий свою деятельность на территории России. Данные лица выполняют работу на территории Российской Федерации. В части обязательного (социального) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они подпадают исключительно под действие законодательства РФ.
Обратимся к российскому законодательству.
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в т.ч. физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем (п. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ)).
При этом к числу страхователей по данному виду обязательного социального страхования российское законодательство относит также и иностранные организации по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (ст. 3 и 6 Закона № 125-ФЗ).
Страховые выплаты должен произвести филиал за счет страховых взносов, производимых в РФ
Действие Закона № 125-ФЗ распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).
Заметим, что ст. 2 Закона № 125-ФЗ также предусмотрен приоритет правил международного договора РФ над правилами, предусмотренными данным законом.
Таким образом, Закон № 125-ФЗ распространяет свое действие в части обеспечения защиты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также и на иностранных граждан, в т.ч. граждан РБ, выполняющих на территории Российской Федерации работу на основании трудового договора, вне зависимости от их правового статуса на территории России.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации граждане РБ подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляемому в Российской Федерации, и не подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляемому в Республике Беларусь.
Как видим, в части белорусско-российского обязательного страхования на случай производственной травмы или профессионального заболевания действует принцип территориальности, т.е. все граждане обоих государств независимо от статуса их пребывания на территории государства трудоустройства (выполнения работы) подлежат обязательному (социальному) страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на территории и по законодательству этого государства.
В рассматриваемой ситуации филиалу белорусского предприятия следует в общем порядке уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в местный орган Фонда социального страхования РФ в отношении граждан РБ, работающих по заключенному с филиалом трудовому договору и являющихся не только временно пребывающими, но и постоянно или временно проживающими в Российской Федерации, а также в отношении всех категорий граждан РФ и граждан иных государств, а также лиц без гражданства, которым филиал предоставляет работу и которые подлежат данному виду страхования в соответствии с российским законодательством.
Белорусское предприятие пособие не выплачивает
Белорусское предприятие не должно обеспечивать пострадавшего работника пособием по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Белгосстрах, поскольку данное пособие должно быть обеспечено филиалом за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых вФонд социального страхования РФ, по законодательству РФ.
Этот же вывод касается и уплаты самих страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний белорусскому страховщику (Белгосстраху), которые в данном случае белорусскому предприятию уплачивать за работников филиала белорусскому страховщику не следует.
Работник (постоянно проживающий в Республике Беларусь гражданин РБ), с которым произошел несчастный случай на производстве, выполнял работу в российском филиале белорусского предприятия, будучи направленным на эту работу в данный филиал белорусским предприятием (с которым и заключен трудовой договор) в порядке командирования (на срок 4 месяца с 15 апреля 2013 г.).
Обратимся вновь к Договору с Россией. На застрахованных, которые подпадают под действие законодательства одной договаривающейся стороны, направленных на работу на определенный период на территорию другой договаривающейся стороны, распространяется законодательство первой договаривающейся стороны при условии, что срок командировки не превышает 2 лет (подп. 2 п. 2 ст. 5). По согласованию между уполномоченными органами в индивидуальном порядке действие подп. 2 п. 2 ст. 5 может быть продлено, но не более чем на 1 год.
В приведенной ситуации в части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пострадавший командированный работник подпадает исключительно под действие законодательства РБ.
Пострадавший работник имеет полное право на обеспечение его страхователем – белорусским предприятием, на котором он выполняет работу на основании трудового договора, – пособием по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые данное предприятие обязано формировать посредством уплаты за данного работника страховых взносов по данному виду обязательного страхования белорусскому страховщику – Белгосстраху.
Пособие в данном случае назначается в общем порядке на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности и утвержденного в установленном порядке акта о несчастном случае на производстве.
Ситуация 3
У белорусского деревообрабатывающего предприятия периодически возника-ет необходимость осуществить погрузочно-разгрузочные работы на территории Российской Федерации. С целью экономии расходов для выполнения этих работ оно привлекает через свое постоянно действующее на территории Российской Федерации представительство 6 постоянно проживающих в Российской Федерации граждан РФ, с которыми заключает договоры подряда. С целью разрешения вопросов, связанных с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ФСЗН), предприятие получило от указанных граждан заявления с просьбой не уплачивать обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ, поскольку они не желают участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию в Республике Беларусь. Предприятие через свое представительство осуществляет контроль за безопасным ведением работ по указанным договорам подряда. Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанных работников предприятие решило уплачивать белорусскому страховщику (Белгосстраху) по ставке 0,6 %.
С одним из указанных граждан при выполнении им погрузочно-разгрузочных работ 24 мая 2013 г. произошел несчастный случай на производстве, повлекший его временную нетрудоспособность сроком на 3 недели.
В приведенной ситуации следует руководствоваться нормативными положениями Договора с Россией.
Указано, что граждане РФ работают на территории Российской Федерации и здесь же проживают, а их работодатель – белорусское предприятие – зарегистрирован в Республике Беларусь.
Нужно применить норму подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора с Россией. В ней установлено, что на застрахованных, которые работают на территории той же договаривающейся стороны, где и проживают, работодатель которых зарегистрирован на территории другой договаривающейся стороны, распространяется законодательство той договаривающейся стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство договаривающейся стороны по выбору застрахованного.
Обратимся к норме п. 1 ст. 3 Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, вступившего в силу 15 марта 2011 г. (далее – Соглашение). В ней установлено, что выбор применяемого законодательства, возможность которого предусмотрена для застрахованного подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора с Россией, оформляется путем подачи застрахованным заявления работодателю, который в свою очередь в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления уведомляет компетентный орган (организацию) договаривающейся стороны по месту нахождения работодателя о сделанном застрахованным выборе.
В условии сказано, что рассматриваемыми гражданами поданы предприятию заявления с просьбой не производить за них уплату обязательных страховых взносов в ФСЗН, поскольку они не желают участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию в Республике Беларусь. Иного заявления указанные граждане не подавали.
Отметим, что поданное гражданами РФ белорусскому предприятию заявление не может рассматриваться в качестве заявления о выборе применяемого законодательства, предусмотренного п. 1 ст. 3 Соглашения.
Предприятие допустило ошибку. Дело в том, что участие в правоотношениях по государственному социальному страхованию иностранных граждан, работающих в РБ, осуществляется через их заявление об участии, обязывающее работодателя уплачивать за них обязательные страховые взносы в ФСЗН. Заявление об отказе в таком участии практикуется отечественными работодателями для однозначного выражения воли иностранных работников, хотя законодательством оно и не предусмотрено. В приведенной ситуации рассматриваемые граждане не работают в РБ и поданное ими заявление неуместно.
Отсутствие заявления означает необходимость распространения на указанного гражданина законодательства в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний той страны, на территории которой зарегистрирован работодатель, т.е. законодательства РБ (подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора с Россией).
Обратимся к белорусскому законодательству, а именно к Положению № 530.
Жизнь и здоровье граждан, работающих по гражданско-правовому договору и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ, в т.ч. вне территории страхователя, действительно подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляемому в Республике Беларусь (п. 243 Положения № 530).
Однако в рассматриваемой ситуации ключевое значение имеют нормы Положения № 530, ограничивающие категории иностранных граждан, жизнь и здоровье которых подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К ним относятся лишь иностранные граждане, выполняющие работы по гражданско-правовому договору, которые считаются проживающими в Республике Беларусь (обладают в установленном порядке приобретенным статусом временно или постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев) (п. 242 Положения № 530, Закон РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь").
В приведенной ситуации граждане РФ не обладают статусом временно или постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев. По этой причине жизнь и здоровье рассматриваемых граждан РФ в рамках их гражданско-правовых отношений с белорусским предприятием не подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляемому в Республике Беларусь.
Следовательно, белорусское предприятие не вправе обеспечить пострадавшего гражданина РФ пособием по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Белгосстрах. Указанные взносы также уплачивать не нужно.
Следовательно, при выборе привлекаемыми к работе гражданами РФ законодательства РФ сторонам гражданско-правового договора нужно достичь соглашения о характере страхования и при необходимости включить в заключаемый договор обязательное условие об уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний российскому страховщику. В такой ситуации белорусскому предприятию следует уплачивать страховые взносы российскому страховщику (территориальному подразделению Фонда социального страхования Российской Федерации). В противном случае страховые взносы не нужно уплачивать ни российскому, ни белорусскому страховщику.
В случае если бы в рассматриваемой ситуации граждане РФ привлекались к работе белорусским предприятием не по гражданско-правовому, а по трудовому договору (например, через свое постоянно действующее на территории Российской Федерации представительство), условия распространения на них страховой защиты по обязательному (социальному) страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были бы такими же, но с одним отличием: при подаче заявления о выборе российского законодательства граждане РФ подлежали бы обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации в обязательном порядке (как лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (п. 1 ст. 5, ст. 3 Закона № 125-ФЗ)).
В таблице кратко рассмотрим приведенные в статье ситуации, когда белорусское предприятие открывает филиал, осуществляющий деятельность на территории РФ.