Вопросы, связанные с особенностями оформления и налогообложения продукции и товаров, параметры которых не соответствуют условиям заключенной сделки, актуальны для большинства импортеров.
Покупатель – резидент РБ вправе отказаться от поставленного по контракту товара от иностранного партнера, законодательно обосновав свои действия. Аргументами в таком случае могут выступать нормы Гражданского кодекса РБ (далее – ГК), а именно:
1) покупателю передано меньшее количество товара, чем определено договором (он вправе, если иное не предусмотрено договором, потребовать передать недостающее количество товара либо отказаться от переданного товара) (ст. 436 ГК);
2) существенно нарушены требования к качеству передаваемого товара, т.е. обнаружены неустранимые недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, и т.д.(ст. 445 ГК);
3) ассортимент поставляемых товаров не соответствует условиям договора (ст. 438 ГК);
4) не обеспечена комплектность поставляемого товара, и продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара (ст. 450 ГК);
5) поставка товара произведена без тары или упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке (ст. 452 ГК);
6) сопроводительные документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в определенный срок (ст. 434 ГК).
Приведенный перечень оснований для отказа покупателя от принятия товара не является исчерпывающим и может также дополнительно быть установлен в заключаемых договорах.
Порядок приемки товара по количеству и качеству (в т.ч. при приемке товаров, поставляемых по внешнеторговому договору) предусмотрен Положением о приемке товара по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение № 1290).
Рассмотрим на практических примерах процедуру возврата товара по вышеперечисленным основаниям.
Ситуация 1
Организация оптовой торговли в рамках заключенного договора ввезла в Республику Беларусь по импорту товар, по которому обнаружено несоответствие его фактических параметров параметрам, оговоренным в контракте.
Действия покупателя: приемка товаров (если иное не указано в контракте) должна быть проведена покупателем самостоятельно или с участием представителей продавца, торгово-промышленной палаты либо органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории. Сроки приемки товара определены в гл. 3 Положения № 1290. Товар, поставляемый без тары, в открытой или поврежденной таре, принимают по количеству в момент получения его от продавца или перевозчика.
При выявлении недостачи, несоответствия качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления 2-стороннего акта вызов представителя продавца является обязательным. Его осуществляют посредством направления ему уведомления не позднее 24 ч, а в отношении скоропортящегося товара – безотлагательно после обнаружения несоответствия. Уведомление должно быть направлено телеграфной, телетайпной, факсимильной связью либо иным средством срочной связи (путем направления СМС, сообщения по электронной почте). Продавцы обязаны не позднее следующего дня после получения уведомления сообщить покупателю по срочной связи, будет ли направлен представитель для участия в проверке количества и качества товара. Представитель продавца обязан прибыть по вызову покупателя не позднее 3 дней после получения уведомления о вызове, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором. При неявке представителя продавца по вызову покупателя в установленный срок, а также при неполучении ответа на вызов проверку количества и качества товаров производят с участием торгово-промышленной палаты либо органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории.
Ситуация 2
Договором на поставку консервированных ананасов с нерезидентом РБ было предусмотрено, что приемку товара осуществляет белорусская сторона самостоятельно. Белорусская организация изъявила желание до представления таможенной декларации осмотреть товар на складе временного хранения (СВХ) и проверить его количество.
Правомерны ли такие действия?
Действия покупателя правомерны. До подачи декларации на товары декларант (с позиции таможенного законодательства им выступает покупатель) имеет право осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК)).
Покупатели или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в т.ч. осматривать и измерять их, перемещать в пределах места временного хранения (ст. 171 ТК).
Учитывая вышеизложенное, белорусская организация – покупатель имеет право осмотреть поступивший товар и определить его количество. При этом данный вопрос необходимо согласовать с владельцем СВХ.
Важно! Все операции, не указанные в п. 1 ст. 171 ТК, в т.ч. взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут быть совершены с разрешения таможенного органа. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния.
Ситуация 3
ОАО "Е" ввезло в Беларусь из Германии токарный станок, который был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в феврале 2011 г. В процессе использования станка в условиях реального производства было установлено, что в нем на момент поставки имелся скрытый дефект, который нельзя было выявить в ходе проведения приемочных испытаний. ОАО "Е" намерено возвратить в марте 2012 г. станок иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки.
Какие действия могут быть предприняты покупателем по возврату станка иностранному партнеру?
Для того чтобы возвратить станок, его следует поместить под таможенную процедуру реэкспорта. Это означает, что товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК).
Под таможенную процедуру реэкспорта могут быть помещены товары, которые были ввезены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в т.ч. по количеству, качеству, описанию или упаковке (п. 2 ст. 297 ТК). В данном случае необходимо соблюсти следующие условия:
1) товары должны быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;
2) таможенному органу необходимо представить документы, содержащие сведения:
а) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки). Такими документами могут быть внешнеторговый контракт, по которому станок ввезен в Беларусь, инвойс (проформа);
б) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки.
Подтверждающими документами в части неисполнения сделки могут служить: акт, составленный с участием представителей продавца, торгово-промышленной палаты, органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории;
в) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на помещение станка под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);
г) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (документы бухгалтерского учета об оприходовании и движении станка на предприятии);
3) товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров. В ситуации 3 товары использовались для обнаружения скрытого дефекта. При этом данный факт следует отразить в акте, который фиксирует наличие скрытого дефекта в станке;
4) проведена идентификация товаров таможенным органом.
Идентификация может быть проведена следующими способами: наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, отбор проб и образцов, подробное описание товаров, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. В ситуации 3 идентификацию станка можно провести путем сличения данных о марке, модели, производителе, годе выпуска и заводском номере станка, которые заявлены в декларации на его помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с фактическими сведениями.
Важно! При помещении оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо указывать в гр. 31 декларации максимальное количество информации с целью возможности идентификации оборудования при наличии риска его возврата иностранному партнеру.
При соблюдении указанных условий ОАО "Е" имеет право возвратить станок иностранному партнеру в связи с фактическим неисполнением им условий внешнеэкономической сделки.