Для плательщиков УСН и единого налога введено ограничение по использованию льготы по экологическому налогу за захоронение отходов производства
С 1 января 2014 г. плательщики налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) и плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не смогут (как ранее) воспользоваться льготой по экологическому налогу за захоронение отходов производства в случаях:
– приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов в целях последующего захоронения;
– совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.
В отношении отходов, приобретенных указанными способами, данные плательщики должны производить исчисление и уплату экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в общеустановленном порядке.
Данные нормы содержат подп. 3.17 п. 3 ст. 286 и абз. 15 части первой п. 4 ст. 302 Налогового кодекса РБ (далее – НК) (см. пп. 162, 176 ст. 1 Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З; далее – Закон).
Справочно: с 1 января 2012 г. данная льгота была отменена для бюджетных организаций (п. 3 ст. 204 НК, в ред. Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З). Поскольку организации, применяющие особые режимы налогообложения, и плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции также имеют право на приобретение в собственность отходов с последующим их захоронением на полигонах, то половинчатое решение, принятое ранее только в отношении бюджетных организаций, разрешилось в 2014 г.
Упрощен порядок уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В целях упрощения порядка уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
1) предусмотрена уплата налога только за выбросы от стационарных источников, указанных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении (абз. 2 ст. 206 НК, в ред. Закона), если суммарный объем выбросов по всем группам веществ составляет 3 т и более в год (абз. 2 п. 2 ст. 205 НК, в ред. Закона);
2) установлены 3 ставки налога за выбросы веществ 2–4-го класса опасности (приложение 6 к НК, в ред. Закона);
3) исключен понижающий коэффициент 0,5 к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом исключены ставки налога за выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности и веществ без установленного класса опасности (подп. 3.1 п. 3 ст. 207 НК исключен Законом);
4) при расчете фактических объемов выбросов в целях упрощения заполнения налоговой декларации предусмотрено суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разбивки на отдельные вещества (часть вторая п. 2 ст. 208 НК, в ред. Закона).
При этом сохранен упрощенный порядок уплаты налога за выбросы исходя из 1/4 части годового объема выбросов, указанного в разрешении. Уточнение будет производиться по итогам работы за год на основании данных государственной статистической отчетности 1-ос (воздух) "Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов" и форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды. С учетом установленных сроков представления форм государственной статистической отчетности (25 января) плательщикам предоставлено время для уточнения налоговых деклараций (расчетов) и изменен срок представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) с 20 января на 20 февраля. Соответствующие изменения внесены Законом в подп. 9.2 п. 9 ст. 208 НК.
Проверку правильности учета фактических выбросов и уплаты налога налоговые органы предлагают производить на основании сверки данных налоговых деклараций и отчетов природопользователей по форме государственной статистической отчетности 1-ос (воздух) – для отчитывающихся и форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды – для неотчитывающихся.
Пример расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Чтобы правильно заполнить декларацию, организация должна выполнить следующее.
1. Провести анализ разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Необходимо удостовериться, что срок действия разрешения не истек, а в разрешении название организации и адрес указаны правильно (с учетом последних изменений, содержащихся в единой базе государственной регистрации организаций).
Напомним, что форма разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определена в приложении 2 к Положению о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664.
2. Проанализировать данные таблицы разрешения для того, чтобы установить, является ли организация плательщиком налога.
Если суммарный объем выбросов по всем группам веществ составляет менее 3 т в год, организация не является плательщиком налога, если 3 т и более – является.
3. Рассчитать разрешенный объем выбросов загрязняющих веществ, если суммарные выбросы равны 3 т в год либо превышают этот размер (строка "Всего", графа "Норматив допустимых выбросов, т/год").
Рассчитываем разрешенный объем выбросов групп загрязняющих веществ, суммируя значения, указанные в графе "Нормативы допустимых выбросов, т/год" или "Временный норматив допустимых выбросов, т/год" (выделены жирным шрифтом) в строках с одинаковым классом опасности (выделены курсивом). С учетом того что для веществ 1-го класса опасности и без установленного класса опасности ставки не установлены, выбросы не суммируются.
Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, представлены в табл. 1.
При этом следует обратить внимание на наличие в разрешении временных нормативов выбросов допустимых выбросов.
В нашем примере есть такие нормативы для азота оксида (п. 2 табл. 1), азота диоксида (п. 3 табл. 1) и углерода оксида (п. 23 табл. 1). Суммирование следует производить по годовым объемам выбросов согласно выполненным на момент уплаты налога нормативам.
Так, за I–III квартал суммируют (см. табл. 2):
– для 2-го класса опасности – значения, указанные в графе "Нормативы допустимых выбросов, т/год" по пп. 1, 4, 8, 9, 10, 11, 24, 25, 26 табл. 1, и значение, указанное в графе "Временный норматив допустимых выбросов, т/год" по п. 2 табл. 1 (11,448);
– для 3-го класса опасности – значения, указанные в графе "Нормативы допустимых выбросов, т/год" по пп. 5, 6, 7, 13, 14, 15, 18, 19, 20 табл. 1, и значение, указанное в графе "Временный норматив допустимых выбросов, т/год" по п. 3 табл. 1 (1,86);
– для 4-го класса опасности – значения, указанные в графе "Нормативы допустимых выбросов, т/год" по пп. 21, 22 табл. 1, и значение, указанное в графе "Временный норматив допустимых выбросов, т/год" по п. 23 табл. 1 (30,736).
За IV квартал суммируются значения, указанные в графе "Нормативы допустимых выбросов, т/год" (см. табл. 3).
Разрешенный годовой объем выброса определяют с учетом того, что за I–III кварталы суммарный годовой объем рассчитывается как 3/4 значений из табл. 2 плюс значения 1/4 годового объема выбросов из табл. 3. Например, для веществ 2-го класса опасности: 6,7305 × 3 + 5,197 = 25,389.
4. Используя полученные данные, заполнить налоговую декларацию за 1-й квартал 2014 г.
Декларация будет иметь следующий вид.
<...>
<...>
Исключены некоторые ставки по налогу за захоронение отходов производства
В целях упрощения уплаты налога за захоронение отходов производства:
– исключены ставки налога за захоронение отходов 1-го и 2-го класса опасности и отходов, по которым не определены классы опасности, захоронение которых запрещено;
– продолжено поэтапное приравнивание отдельных ставок экологического налога по крупнотоннажным отходам (галитовым, шламам галитовым глинистосолевым, фосфогипсу) к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства 4-го класса опасности.
Соответственно из подп. 1.2 п. 1 приложения 8 к НК исключены абз. 2, 3, 6.
Расширен перечень плательщиков налога за добычу (изъятие) природных ресурсов
С 1 января 2014 г. перечень налогов, плательщиками которых являются организации, применяющие УСН или уплачивающие единый налог с производителей сельскохозяйственной продукции, дополнен новым налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов. Соответствующие изменения и дополнения внесены в ст. 286 и 302 НК.
Данная новация устранила действовавшую до указанной даты легальную схему уклонения от уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов такими организациями, когда они, не являясь плательщиками указанного налога, разрешали добывать песок, глину, иные общераспространенные полезные ископаемые на своей территории или передавали (отпускали) добытые ими полезные ископаемые (например, передача намытого песка при производстве дноуглубительных работ) или воды (подземные, поверхностные) организациям, являющимся плательщиками такого налога, без уплаты налога.
Кроме того, НК приведен в соответствие с нормами Кодекса РБ о недрах (в ред. от 02.05.2013). С 1 января 2014 г. из НК исключены:
– нормы, устанавливающие 10-кратное увеличение платежа налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в случае превышения установленных лимитов;
– нормы регулирования, в которых дается ссылка на лимиты добычи (изъятия) природных ресурсов.
Таким образом, из НК исключено установление лимитов на добычу (изъятие) природных ресурсов, в т.ч. подземных вод.