Ситуация 1
Организация планирует ввозить на территорию Республики Беларусь продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества.
Что будет являться объектом обложения экологическим налогом и когда его надо уплачивать?
С 1 января 2011 г. ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ признают объектом обложения экологическим налогом (подп. 1.4 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
Справочно: до 1 января 2011 г. ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ облагался сбором. В 2010 г. порядок его исчисления и уплаты регулировала гл. 21 НК РБ. С 1 января 2011 г. в целях упрощения налогообложения сбор переименован в налог, а гл. 21 исключена.
Плательщиками этого налога являются организации (индивидуальные предприниматели).
Все материалы вы можете найти в свежих номерах журнала "Главный Бухгалтер" на портале GB.BY
Еще материалы по экологическому налогу
Объектом налогообложения признают ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, за исключением:
– ввоза на территорию республики продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;
– транзитной перевозки озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, через территорию республики.
Уплату экологического налога за ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ надо производить до ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ (в т.ч. содержащихся в продукции) (п. 8 ст. 208 НК РБ). Ставка налога за ввоз на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ установлена в размере 23 000 бел. руб. за 1 кг озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь (п. 2 ст. 207 НК РБ).
Документ, подтверждающий уплату экологического налога, предусмотрен п. 19 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 (далее – Перечень № 1379).
Важно! В п. 19 Перечня № 1379 до настоящего времени слово "сбор" не заменено на экологический налог за ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ.
Налоговой базой экологического налога за ввоз на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ признают фактический объем ввозимых озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей такие вещества. Этот объем указывают в заявлении на получение разового разрешения на ввоз на территорию республики и на вывоз озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию республики по основаниям неэкономического характера (ст. 206 НК РБ), или лицензиях.
Напомним, что суммы экологического налога включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Какой документ надо получать на ввоз этих веществ – лицензию или разовое разрешение?
Разовое разрешение или лицензию – в зависимости от вида ввозимого вещества.
Ввозить на территорию Республики Беларусь и вывозить за ее пределы озоноразрушающие вещества и (или) продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу республики по основаниям неэкономического характера, можно только при наличии у юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) разового разрешения на ввоз (вывоз) этих веществ, выдаваемого Минприроды в соответствии с положением, утвержденным Советом Министров по согласованию с Президентом.
Не допускается выдача разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола (ст. 11 Закона РБ от 12.11.2001 № 56-З "Об охране озонового слоя").
При осуществлении внешнеторговой деятельности озоноразрушающими веществами надо учитывать нормы:
– Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (далее – Соглашение);
– Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (далее – Положение);
– Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского Экономического Сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень товаров).
Справочно: Соглашение, Положение и Единый перечень товаров утверждены решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987, за исключением их транзитных перевозок через государства – члены таможенного союза, осуществляют на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. Перечень таких веществ содержат разд. 1.1, 2.1 Единого перечня товаров.
Важно! Ввоз на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с нее озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, указанных в разд. 1.1, запрещается, за исключением случаев,
перечисленных в примечаниях к разд. 1.1 и 2.1.
Разрешения и лицензии выдают в соответствии:
– с Положением о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 (далее – Положение о выдаче разовых разрешений).
Обращаем внимание, что п. 2 Положения о выдаче разовых разрешений содержит указание на то, что действие документа распространяется на юридические лица (индивидуальных предпринимателей), осуществляющие ввоз на территорию республики и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, включенных в разд. 2.1 Единого перечня товаров;
– п. 19 Перечня № 1379.
Этим пунктом определены документы и сроки их представления для получения разовых разрешений;
– п. 19-1 Перечня № 1379.
Данным пунктом предусмотрены документы и сроки их представления для получения лицензий на ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, ограниченных к перемещению через границу таможенного союза при ввозе и вывозе.
Организация, планирующая ввозить на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества (продукцию, их содержащую), перечень которых содержат разд. 1.1, 2.1 Единого перечня товаров, должна представить в Минприроды следующие документы:
– заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии согласно приложению 1 к Соглашению;
– электронную копию заявления в формате, утвержденном Комиссией таможенного союза;
– копию внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему, а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) – копию иного документа, подтверждающего намерения сторон;
– копию документа о постановке на учет в налоговом органе;
– копию специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
– сертификат соответствия или копию технического паспорта или иного документа производителя продукции с указанием озоноразрушающих веществ и их количества в продукции;
– копию устава юридического лица;
– копию документа, подтверждающего уплату экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, – в случае ввоза озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей.
Важно! В п. 19-1 Перечня № 1379 до настоящего времени слово "сбор" не заменено на экологический налог за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
– копию договора (контракта) комиссии или поручения (в случае если в качестве заказчика выступает посредник);
– в случае ввоза или вывоза рециклированных озоноразрушающих веществ – документ, подтверждающий указанный факт, а также намерения по их дальнейшей регенерации.
Важно! Лицензию выдают после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны, взимаемой за выдачу лицензии (часть третья п. 3 ст. 3 Соглашения и п. 5 Положения).
Данная норма распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, включенных в разд. 2.1 Единого перечня товаров, а также на физических лиц, осуществляющих ввоз и (или) вывоз таких товаров для личного пользования (в некоммерческих целях) (пп. 2–3 Положения).
С 1 января 2011 г. в Республике Беларусь объектами обложения государственной пошлиной признают:
– рассмотрение заявлений о выдаче разовых, генеральных либо исключительных лицензий на ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень товаров;
– выдачу таких лицензий либо их дубликатов;
– переоформление документов, подтверждающих наличие данных лицензий (переоформление лицензий) (подп. 1.35 п. 1 ст. 249 НК РБ).
Ставка государственной пошлины установлена в размере 1 базовой величины (п. 61 приложения 22 к НК РБ).
Ситуация 2
У организации при производстве новой продукции образуются неопасные отходы, а также осадок сточных вод в накопителях.
Как определить объем неопасных отходов производства, а также осадка сточных вод при исчислении экологического налога?
Взять из разрешений.
Налоговую базу экологического налога определяют как фактические объемы отходов производства, подлежащие хранению (ст. 206 НК РБ).
С 1 января 2011 г. ставка экологического налога за хранение 1 т неопасных отходов производства, а также осадка сточных вод на иловых площадях, в прудах и накопителях установлена в размере 2 272 бел. руб. согласно приложению 8 к НК РБ.
Минприроды в установленном законодательством порядке выдает, приостанавливает или аннулирует (прекращает действие) разрешения на размещение отходов производства (подп. 6.20 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 962).
Таким образом, для целей обложения экологическим налогом необходимо взять:
– количество хранения осадка сточных вод в тоннах, устанавливаемое в разрешениях на хранение осадков сточных вод согласно требованиям технических нормативно-правовых актов по осадкам сточных вод;
– объем отходов производства, указанный в разрешении на хранение отходов производства.
Справочно: основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия определены постановлением Советом Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" и утвержденным им Положением.
Разрешения получают заявители – собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица, осуществляющие обращение с отходами.
Выдачу разрешений производят территориальные органы Минприроды по месту нахождения объектов захоронения отходов, в т.ч.:
– Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае захоронения отходов производства в г. Минске;
– областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к захоронению на территории области, имеются отходы 1-го – 3-го класса опасности или суммарное количество отходов производства, подлежащих захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
– районные, городские или городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением вышеуказанных случаев.
Для получения разрешения заявитель должен представить в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные в п. 35 Перечня № 1379.
Разрешение выдают по форме, установленной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104". Оно действует 5 лет с даты его выдачи.
Ситуация 3
По результатам налоговой проверки в организации был установлен факт неуплаты (несвоевременной уплаты) экологического налога за захоронение отходов.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскать с собственника отходов задолженность по экологическому налогу за захоронение отходов производства?
Да, имеет.
Плательщики обязаны уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) (ст. 22 НК РБ).
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (далее – плательщики) признают собственников отходов производства (п. 2 ст. 204 НК РБ).
При этом экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (далее – экологический налог) исчисляют владельцы объектов захоронения отходов и затем предъявляют его собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах их захоронения. Уплату экологического налога владельцы объектов захоронения отходов производят в размере фактически полученных от плательщиков сумм экологического налога (ст. 208 НК РБ).
Учитывая вышеуказанные нормы законодательства, при неисполнении плательщиками налогового обязательства по уплате экологического налога (путем перечисления сумм экологического налога владельцу захоронения) к ним применяют меры принудительного исполнения налогового обязательства, предусмотренные гл. 6 НК РБ.
Оформление платежного требования на бесспорное взыскание экологического налога осуществляют по примерному образцу приложения 3 к Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам, утвержденной постановлением Минфина и Нацбанка РБ от 23.12.2005 № 159/176. При этом в поле "УНП третьего лица" следует указывать УНП владельца объекта захоронения отходов.
О поступлении в бюджет указанных сумм налоговая инспекция проинформирует владельца объекта захоронения отходов в целях внесения им изменений в данные бухгалтерского учета и отражения в налоговой декларации (расчете) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.
Отметим, что налоговые органы не вправе заключать договоры уступки права требования при взыскании задолженности плательщиков по экологическому налогу за захоронение отходов производства (ст. 81, 82 НК РБ).
Факт неуплаты (несвоевременной уплаты) экологического налога за захоронение отходов, установленный налоговым органом в ходе проверки плательщика, является основанием для применения к нему мер административной ответственности в виде штрафа. В данном случае в протоколе об административном правонарушении будет указано, что собственником отходов допущена неуплата сумм экологического налога путем неперечисления этих сумм владельцу объекта захоронения для уплаты в бюджет в установленные сроки.
В каких случаях налоговая инспекция имеет право списать задолженность по экологическому налогу за захоронение отходов производства в качестве безнадежного долга?
Порядок признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списания определен Указом Президента РБ от 13.06.2008 № 329 "О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания".
Так, решение о признании задолженности организации по налогам безнадежным долгом и списании принимает инспекция МНС по месту постановки организации на учет по согласованию с соответствующей инспекцией МНС по области или г. Минску (за исключением задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, в Фонд соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты, а также выявленной органами КГК).
Задолженность организации могут признать безнадежным долгом и списать, в частности, в случаях:
1) ликвидации коммерческой организации в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Основанием для списания служат следующие документы:
– копия определения хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства, заверенная гербовой печатью этого суда;
– справка налогового органа (при принятии решения органами КГК или налоговыми органами о сумме задолженности по обязательным платежам);
2) наличия у организации в совокупности следующих обстоятельств:
– истечение 3-летнего срока со дня выявления задолженности по обязательным платежам;
– неосуществление деятельности в течение последних 6 месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;
– отсутствие имущества для погашения задолженности по обязательным платежам;
– невозможность исполнения решения хозяйственного суда о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, ее учредителей (участников), если данные лица несут указанную ответственность в соответствии с законодательными актами;
– отсутствие общественно опасного деяния работников организации, предусмотренного ст. 231, 243 Уголовного кодекса РБ (далее – УК РБ), либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности.
Основанием для списания служат следующие документы:
– акт проверки либо решения органа КГК или налогового органа;
– справка налогового органа (при принятии решения органами КГК или налоговыми органами);
– копии документов, подтверждающих факт отсутствия у организации имущества;
– копия решения хозяйственного суда о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, ее учредителей (участников) по обязательствам организации, если такие лица несут субсидиарную ответственность в соответствии с законодательством, заверенная гербовой печатью этого суда (для организаций);
– копии документов, подтверждающих факт невозможности исполнения решения хозяйственного суда о привлечении к субсидиарной ответственности (для организаций);
– акт проверки (его копии), подтверждающий факт неосуществления организацией деятельности в течение последних 6 месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;
– копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 231, 243 УК РБ в отношении работников организации либо копия постановления о прекращении уголовного преследования этих лиц по указанному составу преступления в случае, когда материалы по факту нарушения законодательства, за которое предусмотрена уголовная ответственность, подлежат передаче правоохранительным органам.
Ситуация 4
Организация в 2009–2010 гг. занималась производством и импортом пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Одновременно организация занималась сбором (заготовкой) и переработкой отходов пластмасс. В настоящее время ее проверяет налоговый орган.
При соблюдении каких условий организация могла не уплачивать экологический налог?
В 2010 г. объектом обложения экологическим налогом признавали:
– производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона (далее – тара) и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования (далее – иные товары);
– импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона (далее – импорт товаров, упакованных в тару) (подп. 1.7 п. 1 ст. 205 НК РБ).
При производстве и (или) импорте тары, иных товаров, а также импорте товаров, упакованных в тару, исчисление экологического налога по таким товарам и таре следовало производить в налоговом периоде, на который приходилась:
– по произведенной таре, иным товарам – дата их отгрузки в соответствии с оформленными документами;
– по импортируемым таре, иным товарам, а также по импортируемым товарам, упакованным в тару, – дата выдачи таможенными органами свидетельства о помещении таких товаров и тары под таможенные режимы свободного обращения, свободной таможенной зоны, свободного склада, реимпорта, переработки на таможенной территории либо дата принятия на учет данных товаров и тары, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производилось (п. 5 ст. 208 НК РБ).
В 2010 г. плательщики налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары, импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, и импорт иных товаров освобождались от экологического налога в том налогом периоде, в котором производились сбор (заготовка) и переработка отходов пластмасс (кроме отходов пластмасс, являющихся отходами производства) в размере 20 % и более от массы произведенных и (или) импортируемых пластмассовой тары и иных товаров (п. 6 ст. 208 НК РБ).
Аналогичные нормы до 1 января 2010 г. были установлены в Законе РБ от 23.12.1991 № 1335-XII "О налоге за использование природных ресурсов (экологическом налоге)" и Указе Президента РБ от 07.05.2007 № 215 "О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания" (далее – Указ № 215).
В 2010 г. в гр. 4 налоговой декларации (расчета) по налогу за производство и (или) импорт пластмассовой тары, иных товаров, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, утвержденной в приложении 10 к постановлению МНС РБ от 31.05.2007 № 82 (аналогичная норма была установлена в приложении 10 к постановлению МНС РБ от 31.12.2008 № 125), плательщик должен был указать массу пластмассовой тары и иных товаров, фактически реализованных и (или) импортированных в отчетном квартале.
В отчете о сборе (заготовке) и переработке отходов пластмасс, установленном названными постановлениями, плательщик для целей применения льготы должен был указать массу фактически произведенной и (или) импортированной в отчетном квартале пластмассовой тары и иных товаров.
Также следует учитывать, что нормы, установленные НК РБ и Указом № 215, были обязательны для исполнения всеми плательщиками экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары, иных товаров, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару.