Бюджетные организации в ряде случаев признаны плательщиками экологического налога
В 2011 г. бюджетные организации не признавались плательщиками экологического налога. Это было предусмотрено нормами п. 3 ст. 204 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Данное положение действовало для всех бюджетных организаций без ограничений вне зависимости от того, занимаются они внебюджетной деятельностью или нет.
Справочно: к бюджетным организациям относят организации, созданные (образованные) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческогохарактера. Они финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеют текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации. Бухгалтерский учет бюджетных организаций ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций. Их учет активов и обязательств ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.
При этом к бюджетным организациям не следует относить организации:
– получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
– получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 16 НК).
Освобождение бюджетных организаций от экологического налога позволяло коммерческим организациям избегать его уплаты.
Пример 1
Бюджетная организация сдает в аренду помещения коммерческой организации. В данном случае она теряет льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу, но право не платить экологический налог за ней сохранялось. В процессе деятельности коммерческой организации у нее образуются отходы, за которые она должна платить налог. Чтобы не платить экологический налог, в договоре аренды, как правило, делалась запись, что собственником отходов арендатора (коммерческой организации) является арендодатель (бюджетная организация). В этом случае бюджетной организации при размещении на полигоне отходов экологический налог не выставлялся.
Пример 2
У коммерческой организации в процессе деятельности образуются отходы. Соответственно она должна платить экологический налог за хранение, захоронение отходов. Чтобы этого избежать, коммерческая организация продавала по символической цене свои отходы бюджетной организации. Бюджетная организация размещала отходы на полигоне без уплаты экологического налога.
Чтобы предотвратить подобные схемы оптимизации налога, с 2012 г. в п. 3 ст. 204 НК внесены дополнения. Теперь бюджетные организации будут признаваться плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность в целях последующего захоронения.
С 1 января 2010 г. объектами обложения экологическим налогом не следовало признавать выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками( п. 2 ст. 205 НК).
Справочно: к источникам выбросов относят технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 1 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха").
При этом под мобильными источниками выбросов понимаются транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Однако в процессе применения законодательства возник вопрос: что же не облагается экологическим налогом – выбросы лишь от мобильных источников или также от оборудования, установленного на них? Для решения этого вопроса с 1 января 2012 г. норма НК конкретизирована. Так, объектами обложения экологическим налогом не признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, в т.ч. от оборудования, установленного на них.
В 2011 г. налоговая база экологического налога определялась как фактические объемы озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию республики по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Минприроды и дающего право на ввоз на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.
С 2012 г. в НК уточнено, что налоговая база экологического налога определяется так же, как фактические объемы озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, заявленных для получения разовой лицензии на импорт озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Справочно: следует учитывать, что ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Таможенного союза и вывоз озоноразрушающих веществ указанного списка с территории Таможенного союза возможен лишь в следующих случаях:
– при использовании этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;
– в особых ситуациях их применения, предусмотренных Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой;
– при транзитных перевозках их через территорию Таможенного союза из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола.
Увеличились ставки экологического налога
С 1 января 2012 г. ставки экологического налога, приведенные в приложениях 6–8 к НК, проиндексированы на уровень инфляции 2011 г., т.е. увеличены в среднем в 2,15 раза.
По сравнению с прошлым годом не изменилась только ставка экологического налога за ввоз на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ. Она по-прежнему составляет 23 тыс. руб. за 1 кг озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.
Изменился порядок применения коэффициентов к ставкам экологического налога
В 2011 г. к ставкам экологического налога применялся понижающий коэффициент 0,5 за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо (дрова, отходы лесопиления и деревообработки, фитомасса быстрорастущих растений), отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) для получения тепловой и (или) электрической энергии.
С 1 января 2012 г. из категории биотоплива исключены торф и горючие топливные вторичные энергоресурсы. Конкретизировано, что к биотопливу относятся топливные брикеты только из биомассы.
Изменилась также редакция подп. 3.5 п. 3 ст. 207 НК.
Так, в 2011 г. к ставкам экологического налога применялись коэффициенты за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями:
– охлаждение конденсаторов турбин которых осуществлялось по прямоточной схеме;
– работающими на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществлялось по прямоточной схеме.
С 1 января 2012 г. уже используются коэффициенты за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
– невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме;
– возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме.
При этом размеры коэффициентов не изменились.
Справочно: вышеуказанные изменения произошли с учетом вступления в силу Закона РБ от 27.12.2010 № 204-З "О возобновляемых источниках энергии" (далее – Закон).
Так, к возобновляемым источникам энергии относится энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесного топлива, иных видов биомассы, биогаза, а также иные источники энергии, не относящиеся к невозобновляемым (ст. 1 Закона).
К невозобновляемым источникам энергии относятся источники энергии, накопленные в природе в виде ископаемых ресурсов: угля, нефти, газа, торфа, горючих сланцев, а также иные источники энергии, которые в новых геологических условиях практически не образуются.
Детализирован порядок уплаты экологического налога за захоронение отходов
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признают собственников отходов производства (п. 2 ст. 204 НК). Но уплачивают в бюджет экологический налог не они, а владельцы свалок и полигонов, на которых размещают отходы.
Так, в 2010–2011 гг. в соответствии с п. 8 ст. 208 НК уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производилась в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства.
Установленная в НК система уплаты экологического налога за захоронение отходов продемонстрировала свою несостоятельность.
Многие владельцы полигонов и свалок, зная, что в отношении их законодательством не предусмотрена за неуплату налога ответственность, не исчисляли в течение года и не предъявляли своим клиентам сумму экологического налога за захоронение отходов, а лишь брали плату за свои услуги. При этом клиентам объясняли, что бухгалтерия полигона не в состоянии ежеквартально исчислять экологический налог по каждому собственнику отходов. Налог, как правило, исчислялся и предъявлялся плательщикам только один раз после окончания года. В результате в бюджет несвоевременно поступили десятки миллиардов рублей экологического налога.
Столкнувшись с этой проблемой в 2011 г., налоговые инспекции стали наказывать за неуплату налога собственников отходов, так как наказание для владельцев полигонов законодательно не установлено.
О взыскании с собственников отходов сумм экологического налога налоговые инспекции информировали владельца объекта захоронения отходов в целях внесения им изменений в данные бухгалтерского учета и отражения в налоговой декларации (расчете) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.
С 2012 г. предприняты меры по разрешению существующей проблемы, а именно:
1) теперь в НК прямо указано, что исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения таких отходов возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников этих отходов;
2) более четко изложены обязанности плательщиков налога – перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение этих отходов производства владельцам объектов захоронения отходов должно производиться непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
3) узаконена практика наказания собственников отходов за непоступление налога в бюджет.
Пункт 8 ст. 208 НК дополнен нормами о том, что в случае неперечисления собственниками отходов производства в установленный срок сумм налога за захоронение отходов производства владельцы объектов захоронения этих отходов в порядке и в сроки, определенные для представления налоговой декларации (расчета), должны представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет сведения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по каждому собственнику отходов производства.
На основании полученных сведений налоговым инспекциям предоставлено право производить взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства.
Несмотря на все новшества, проблемы остались. Отметим, что в НК упущен важный вопрос: как собственники отходов узнают, какую сумму налога они должны ежеквартально перечислять владельцу полигона?
В НК установлена обязанность собственников отходов ежеквартально перечислять сумму экологического налога владельцам полигонов. Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов владельцам объектов захоронения отходов надо представлять в налоговые инспекции ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Но в НК не предусмотрена обязанность владельцев полигонов ежеквартально сообщать сумму подлежащего уплате в бюджет налога каждому владельцу отходов. Поэтому в 2012 г., как и раньше, у собственников отходов будут трудности с получением от полигонов информации о сумме налога.