Организация – производитель пищевых продуктов применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
Для производства указанных продуктов она добывает воду в объеме 160 м3 в месяц. При осуществлении деятельности образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, в объеме менее 50 т в год, которые направляются на захоронение согласно договору с организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам.
Является ли организация в 2014 г. плательщиком налога за добычу воды и экологического налога за захоронение отходов производства?
Является плательщиком налога за добычу воды и не является плательщиком налога за захоронение отходов производства.
С 1 января 2014 г. перечень налогов, уплачиваемых организациями – плательщиками УСН, дополнился новыми налогами, а именно:
1) налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов (подп. 3.16 п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Добыча поверхностных и подземных вод является одним из объектов обложения этим налогом. Как правило, организации, добывающие воду, должны получить разрешение на специальное водопользование, если они осуществляют:
– изъятие поверхностных вод в объеме свыше 5 м3 в сутки с применением стационарных, передвижных и плавучих сооружений и технических устройств по механическому и самотечному забору воды;
– добычу подземных вод в объеме свыше 5 м3 в сутки с применением водозаборныхсооружений, оборудованных насосными установками;
– добычу (изъятие) воды и отведение сточных вод в поверхностные и подземные воды с применением водохозяйственных сооружений и технических устройств мелиоративных систем.
В изложенном вопросе объем добываемой воды в месяц составляет 160 м3. Это значит, что суточный объем добычи воды более установленного предела (5 м3).
Следовательно, организации надо получать разрешение на специальное водопользование и соответственно уплачивать налог за добычу (изъятие) воды.
2) экологическим налогом за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.
Важно! Экологический налог исчисляют и уплачивают только в отношении отходов, приобретенных указанными способами (подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК).
Так как отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, у организации, применяющей УСН, образовались в процессе ее деятельности, то она не является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства с учетом нормы подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК.
Организация имеет филиалы, которые не наделены обязанностью самостоятельной уплаты налогов (в т.ч. экологического). При этом у каждого филиала есть свое разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 2 ст. 205 НК, "объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год".
Как организации проверить этот показатель при наличии филиалов?
Организации надо проверить соответствие значения, указанного в бланке разрешения в строке "Всего" графы "Норматив допустимых выбросов, т/год" по каждому филиалу.
Справочно: форма разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определена в приложении 2 к Положению о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664 (далее – Положение № 664).
Если значения в строке "Всего" графы "Норматив допустимых выбросов, т/год" равны либо превышают 3 т в год, то следует уплатить налог, если менее – то нет.
Проверяйте срок действия разрешений и учитывайте возможность, предоставленную п. 3 и подп. 9.1 п. 9 ст. 208 НК.
Важно! При наличии нескольких разрешений значения не суммируются.
Организация является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства и имеет экологический сертификат соответствия.
Вправе ли она применять коэффициент 0,9 к ставкам налога?
Вправе.
Организации, которые получили экологический сертификат соответствия, вправе в течение 3 лет со дня его получения применять коэффициент 0,9 к ставкам налога за хранение, захоронение отходов производства, а также за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод.
Данный коэффициент применяет владелец объектов захоронения отходов производства при представлении ему собственником отходов производства экологического сертификата соответствия (часть вторая подп. 3.3 п. 3 ст. 207 НК).
От редакции:
Порядок применения коэффициента 0,9 при расчете экологического налога разъяснен в письме Минприроды РБ от 26.08.2011 № 01-1-17/4077-вн.
Экологический сертификат соответствия, выданный Национальной системой подтверждения соответствия РБ, удостоверяет, что система управления окружающей средой соответствует требованиям государственного стандарта Республики Беларусь – СТБ ИСО 14001-2005.
Организация имеет 2 разрешения на захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), на 2 разных полигона.
Условие "50 тонн" для освобождения от уплаты налога за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), проверяется по каждому разрешению или нужно суммировать их?
Условие "50 тонн" проверяется по каждому разрешению, и объемы не суммируются.
Предприятие, занимающееся оптовой торговлей, арендует здание, которое отапливается котлом мощностью менее 30 кВт/ч. Топливом служат пеллеты.
От арендодателя есть письмо, согласно которому "все необходимые мероприятия, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, берет на себя арендодатель".
1. Является ли арендатор плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Не является.
Минприроды определен перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Данный перечень содержится в приложении 2 к постановлению Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31. Из п. 1 этого перечня следует, что для установок мощностью менее 100 кВт не устанавливаются нормативы. Соответственно не выдается разрешение на выбросы и не уплачивается налог.
2. Должна ли организация-арендатор оформить экологический паспорт?
Должна.
Экологический паспорт должны вести юридические лица, эксплуатирующие здания, сооружения и иные объекты.
В случаях аренды зданий, сооружений и (или) иных объектов экологический паспорт разрабатывает и ведет природопользователь, являющийся арендатором.
Форма паспорта утверждена СТБ 17.1.00-01-2012 "Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения".
Организация планирует взять в аренду резервуар для хранения собственных нефтепродуктов. Она сама будет заливать дизтопливо в резервуар, хранить его и отгружать потребителям.
Надо ли получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и если да, то кто это должен сделать: арендатор или арендодатель?
Разрешение должен получить арендатор.
Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возможна только при наличии одного из следующих документов:
– разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– комплексного природоохранного разрешения.
Такие документы выдают Минприроды или его территориальные органы (п. 1 ст. 33 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха", далее – Закон).
При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение должен получить арендатор, если в договоре аренды не указано иное (часть вторая п. 5 Положения № 664).
Таким образом, организация, которая планирует взять в аренду резервуар для хранения собственных нефтепродуктов, должна получить разрешение на выбросы.
Организация покупает краску и окрашивает не только собственные здания, сооружения, но и здания филиалов.
Годовое потребление краски – свыше 1 т (с учетом филиалов).
Есть ли в данном случае объект обложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Нет.
С 1 января 2014 г. налоговой базой экологического налога являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, указанных в разрешениях.
Выбросы при окраске зданий и сооружений относятся к выбросам от нестационарных источников выбросов и не учитываются в разрешении.
Организация имеет 2 отдельно стоящих производственных цеха и 2 разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По разрешению для первого цеха допускается выбрасывать 2,9 т в год загрязняющих веществ, а по разрешению для второго цеха – 5,4 т в год.
Надо ли суммировать оба разрешения для соблюдения условия освобождения от уплаты налога "менее 3 т год"?
Не надо.
Если организация имеет 2 разрешения для 2 объектов воздействия на атмосферный воздух (производственных площадок, цехов), то их объемы не суммируют.
В данном случае организация будет платить экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только по второму цеху, поскольку общий суммарный объем выбросов первого цеха менее 3 т в год (п. 2 ст. 205 НК).
В разрешении организации указан суммарный выброс 2,5 т в год загрязняющих веществ. Планируем увеличить производство продукции. Предполагаем, что объем выбросов загрязняющих веществ составит 3,2 т в год.
С какого момента нужно платить налог: с даты корректировки разрешения или с месяца фактического превышения порога выбросов "3 т в год и более"?
С даты внесения изменений в разрешение.
Организациям запрещено производить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
– сверх нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении;
– с нарушением указанных в названных документах условий (п. 4 ст. 33 Закона).
Поэтому организация должна обратиться в 6-месячный срок в соответствующий орган выдачи разрешений для внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений в случаях необходимости изменения количественного и качественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и (или) необходимости изменения нормативов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 23 Положения № 664).
При подаче в указанный срок заявления на внесение изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы организация-заявитель до получения разрешения на выбросы, в которое внесены изменения и (или) дополнения, вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданного разрешения.
Экологический налог следует уплачивать с даты внесения изменений в разрешение за фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществленные в налоговый период.
В разрешении организации указан суммарный выброс 3,5 т загрязняющих веществ в год. Расчеты производились на 2 смены работы цеха.
Если организация будет работать в односменном режиме и фактический выброс загрязняющих веществ составит менее 3 т в год, может ли она не уплачивать налог?
Может при выполнении определенных условий.
Это возможно после внесения изменений в разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 23 Положения № 664).
Могут ли за превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении, применить санкции?
Могут.
К организации, допустившей превышение установленных в разрешении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть предъявлена претензия в части возмещения вреда окружающей среде в соответствии с Указом Президента РБ от 24.06.2008 № 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде".
Факт причинения вреда окружающей среде устанавливают и фиксируют Минприроды, КГК, их территориальные органы и др.