Строительно-монтажная организация при проведении строительных и ремонтных работ в зданиях и сооружениях использует лакокрасочные материалы, по которым отсутствует информация об их составе в паспорте или на этикетке. Нанесение покрытия происходит ручным способом (кисточками, валиками).
Как в таком случае рассчитать экологический налог?
К нестационарным источникам выбросов относят источники выбросов, не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов, т.е. источники выбросов, которые могут эксплуатироваться природопользователем в различных местах его производственной площадки (п. 7 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха", далее – Закон № 2-З). Это могут быть оборудование (кисти, валики, краскораспылители и т.д.) для нанесения покрытий на различные поверхности, сооружения, коммуникации, транспортные средства с использованием материалов, имеющих в своем составе летучие органические соединения.
То есть выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении технологического процесса нанесения лакокрасочного материала, содержащего в своем составе летучие органические соединения (загрязняющие вещества), являются объектом обложения экологическим налогом.
Однако в данном случае надо учитывать норму п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Так, ею не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, если фактические объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников составляют:
– 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
– 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
– 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
– 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Если же организация при выполнении указанных работ не укладывается в данные пределы, то она является плательщиком экологического налога.
В таком случае расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует производить исходя из фактического или планового расхода лакокрасочного материала, доли содержания в нем летучей части, доли компонентов летучей части, а при наличии оборудования по улавливанию или обезвреживанию (газоочистки) – степени очистки. При отсутствии данных о летучей части лакокрасочного материала поставщик или потребитель такого материала должен получить заключение о составе летучей части у производителя материалов или на основании анализа состава материала, произведенного аккредитованной лабораторией.
Следовательно, если в документах на приобретение лакокрасочных материалов отсутствуют данные о летучей части лакокрасочного материала, то необходимо провести анализ состава материала с привлечением аккредитованной лаборатории.
Ситуация 2
У организации есть отопительное оборудование, работающее на твердом топливе (древесина, торф). В результате сжигания этого топлива образуется зола.
Является ли организация плательщиком экологического налога за хранение и захоронение отходов производства?
Является, если объем хранения отходов превысит 1 транспортную единицу или нет инструкции.
Организации являются плательщиками экологического налога (п. 1 ст. 204 НК). Перечень объектов обложения экологическим налогом определен ст. 205 НК и включает в себя также хранение, захоронение отходов производства.
Справочно: отходы производства – это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Данное определение содержится в п. 21 ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З).Зола от сжигания торфа с древесиной является отходами 3-го класса опасности (код 3130401). Это следует из Классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85.
Теперь рассмотрим, что следует понимать под хранением отходов. Так, хранение отходов – это содержание отходов в местах их временного хранения, на объектах хранения до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п. 34 ст. 1 Закона № 271-З).
Деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием, определяется как обращение с отходами (п. 13 ст. 1 Закона № 271-З).
Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства, а также обеспечить соблюдение ее требований (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З).
Порядок разработки инструкции установлен Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
В соответствующих приложениях к разработанной инструкции по обращению с отходами производства описываются места временного хранения отходов; указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), с обоснованием этого количества; устанавливается периодичность вывоза отходов производства с ее обоснованием (пп. 19, 20 Инструкции № 45).
Не признается объектом обложения экологическим налогом хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (п. 2 ст. 205 НК).
Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п. 2 ст. 204 НК).
Исчисление экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производится владельцами объектов захоронения отходов (п. 4 ст. 208 НК) и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов. Указанные суммы экологического налога собственники отходов производства перечисляют владельцам объектов захоронения отходов непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. кварталом (п. 8 ст. 208 НК).
Организация, у которой при использовании в процессе деятельности отопительного оборудования образуются отходы, обязана исчислить и уплатить экологический налог за хранение отходов производства, если у нее:
– объем хранения отходов превысит установленный инструкцией по обращению с отходами предел;
– отсутствует указанная инструкция.
Обязанность исчислить экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов лежит на владельцах таких объектов. Организация – собственник отходов производства обязана перечислить предъявленные ей суммы налога в момент оплаты услуг по захоронению отходов. При этом дата перечисления налога не должна быть позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Ситуация 3
Организация использует в работе нестационарные и стационарные источники выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Возникает ли у нее объект обложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК?
Возникает, если выбросы превышают установленные п. 2 ст. 205 НК пределы.
C 1 января 2012 г. выбросы загрязняющих веществ от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, признаются объектами обложения экологическим налогом.
Напомним, что источники выбросов – это технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 7 ст. 1 Закона № 2-З). Перечень объектов воздействия на атмосферный воздух источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31.
В то же время при определении объектов обложения экологическим налогом необходимо учитывать льготу, определенную п. 2 ст. 205 НК. Так, не признаются объектом налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК:
– 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
– 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
– 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
– 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Таким образом, если выбросы по каждому из наименований загрязняющего вещества в сумме от всех стационарных и нестационарных источников выбросов не превышают соответствующих минимальных значений, организация не является плательщиком экологического налога по данному наименованию загрязняющего вещества. В случае если фактические выбросы по тому или иному загрязняющему веществу превышают установленные минимальные значения, то организация должна исчислить экологический налог по данному загрязняющему веществу в установленном порядке. Причем данный налог надо исчислить не с суммы превышения выбросов, а со всего объема.
Справочно: порядок ведения учета в области охраны атмосферного воздуха определен постановлениями Минприроды РБ:
– от 02.06.2009 № 33 "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды";
– от 23.06.2009 № 42 "Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и признании утратившими силу постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 80 и подпункта 1.2 пункта 1 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 97".
Учет объемов выбросов загрязняющих веществ от источников, которым не установлены нормативы допустимых выбросов, ведется по данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам (ТНПА), допущенным к применению в области охраны окружающей среды.
Для определения порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух применяются:
– постановление Минприроды РБ от 28.05.2002 № 10 "Об утверждении Руководящих документов по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
– постановление Минприроды РБ от 28.05.2002 № 11 "Об утверждении Руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
– ТНПА, предусматривающие порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При отсутствии правил порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, объемы выбросов не рассчитываются.
Отметим, что от таких источников выбросов, как бензопилы, кусторезы, паяльные лампы, газонокосилки, снегоуборщики, виброплиты, воздухонагреватели и иные машины и инструменты, работающие на бензине и дизельном топливе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не рассчитываются, так как по ним отсутствуют утвержденные в установленном порядке правила или порядок расчета выбросов загрязняющих веществ.