Ситуация 1
Организация, в процессе деятельности которой образуются бытовые отходы, заключила договор с ЖКХ на их вывоз.
Надо ли уплачивать в данном случае экологический налог?
В зависимости от значений, установленных в разрешении Минприроды.
Для того чтобы определить, является ли организация плательщиком экологического налога, рассмотрим некоторые документы, регулирующие порядок обращения отходов производства.
Основными принципами в области обращения с отходами являются нормирование образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства*.
Лимиты хранения и захоронения отходов производства разрабатывают в пределах объемов, установленных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства**. Такое разрешение собственники отходов производства должны получить в органах Минприроды***.
__________________________
* Статья 4 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами".
__________________________
* Статья 4 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами".
** Пункт 4 Инструкции о порядке разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 31.12.2010 № 61.
*** Пункт 2 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами".
Следовательно, организации необходимо утвердить лимиты хранения и захоронения отходов производства, установленные в разрешении, выданном в соответствии с действующим законодательством.
Теперь обратимся к нормам Налогового кодекса РБ (далее – НК). Так, не признают объектом обложения экологическим налогом захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год (п. 2 ст. 205 НК).
Таким образом, если субъект хозяйствования – плательщик экологического налога имеет разрешение на захоронение отходов производства, выданное Минприроды или его территориальным органом, согласно которому разрешено захоронение отходов производства в объеме 50 т и менее в год, то он полностью освобождается от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения.
Если же объем отходов, указанный в разрешении, выше 50 т в год, то плательщик исчисляет и уплачивает экологический налог за фактический объем захороненных отходов в каждом налоговом периоде отчетного года.
Справочно: налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, признают календарный квартал (ст. 208 НК).
Отметим, что в последнем случае иногда бывает, что организация не превышает минимальных значений. При наличии такой ситуации, когда в разрешении объем отходов производства превышает 50 т, организация должна поступить следующим образом:
1) исчислить и уплатить экологический налог за I–III кварталы в общеустановленном порядке, даже если в указанных отчетных периодах (кварталах) фактический объем захороненных отходов производства менее 50 т;
2) определить по итогам года (за I–IV кварталы) фактические объемы отходов производства:
– если они составляют 50 т и ниже – природопользователь не будет признан плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в каждом отчетном периоде (квартале) истекшего календарного года, в т.ч. и в тех отчетных периодах (кварталах), за которые ранее представлялись налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства;
– если они выше установленных минимальных значений – природопользователь будет признан плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, и должен за IV квартал исчислить и уплатить налог в общеустановленном порядке.
Ситуация 2
Организации предоставлена международная техническая помощь на осуществление работ по реконструкции очистных сооружений. Согласно проекту международной технической помощи, утвержденному Минжилкомхозом, финансирование будет осуществляться частично за счет донора международной технической помощи, а частично – за счет собственных средств организации.
Имеет ли право организация уменьшить сумму исчисленного экологического налога на сумму освоенных капитальных вложений?
Имеет.
Исчисленную сумму экологического налога за сброс сточных вод плательщик уменьшает ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога за сброс сточных вод в указанный период) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство и (или) реконструкцию сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в водные объекты (п. 6 ст. 208 НК).
Следовательно, при осуществлении реконструкции очистных сооружений в рамках проекта международной технической помощи организация будет вправе уменьшить исчисленную сумму экологического налога за сброс сточных вод на сумму освоенных капитальных вложений по данному проекту и профинансированных за счет средств донора международной технической помощи и за счет собственных средств предприятия.
Право уменьшить размер экологического налога за сброс сточных вод, причитающегося к уплате в бюджет, возникает у организации начиная с того налогового периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета, но не более исчисленной суммы экологического налога за сброс сточных вод в указанный период.
Важно! Сумма освоенных (оплаченных) капитальных вложений, не зачтенная в отчетном налоговом периоде, может учитываться в следующих налоговых периодах, в т.ч. и в следующем году.
Ситуация 3
У организации имеются структурные подразделения, у которых есть стационарные и нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ. При этом не все источники выбросов в 2012 г. имели отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как в данном случае правильно уплатить по итогам года экологический налог?
За основу взять значения, указанные в разрешениях Минприроды.
В ст. 205 НК определены объекты:
– облагаемые экологическим налогом.
В их число входят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (подп. 1.1 п. 1 ст. 205 НК);
– не облагаемые экологическим налогом (п. 2 ст. 205 НК).
В их число входят в т.ч. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК:
– 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
– 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
– 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
– 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Таким образом, с 1 января 2012 г. объектами обложения экологическим налогом являлись объемы выбросов загрязняющих веществ:
– от нестационарных источников выбросов;
– стационарных источников выбросов, которым не устанавливают нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Данная норма впоследствии была уточнена подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 312). С учетом правок с 1 января 2012 г. не признают объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при общих объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, в пределах значений, установленных в абз. 4–7 п. 2 ст. 205 НК.
Справочно: нормы Указа № 312 вошли в п. 2 ст. 205 НК, в ред. Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З (далее – Закон № 431-З).
Таким образом, предельные объемы выбросов надо применять по каждому из наименований загрязняющих веществ в целом от всех стационарных и нестационарных источников выбросов.
Для определения обязанности по наступлению налогового обязательства по уплате экологического налога за основу следует принимать значения объемов выбросов загрязняющих веществ, утвержденных Минприроды или его территориальными органами в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Справочно: разрешения надо получать в порядке, определенном Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664.
Соответственно к фактическим выбросам загрязняющих веществ от источников, на которые организации выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо прибавить фактические выбросы загрязняющих веществ от нестационарных и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В случае если разрешение на выбросы загрязняющих веществ получено на организацию в целом и в нем не выделены подразделения этой организации, то минимальные значения выбросов применяются по совокупности источников выбросов в целом.
Если в разрешении, выданном организа-ции, выделены ее подразделения или на каждое подразделение организация получает отдельное разрешение, то минимальные значения выбросов применяются по каждому подразделению без суммирования.
Ситуация 4
Организация использует передвижной строительный вагон с печью (нестационарный источник выбросов), которая работает на твердом топливе (торф и древесные отходы).
Являются ли в таком случае объектом обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ, поступающие в атмосферный воздух?
Не являются.
Налоговое законодательство признает выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектом обложения экологическим налогом. Исключение составляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производимые мобильными источниками (в т.ч. от отопительного оборудования, установленного на них).
Мобильные источники выбросов подразделяют:
– на механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
– железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
– воздушные суда;
– морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда;
– самоходные машины (п. 5 ст. 13 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха").
Самоходная машина – это гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных организацией (заводом) – изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении (подп. 2.60 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551).
Из вышеизложенного следует, что строительный вагон не может самостоятельно участвовать в дорожном движении.
Значит, в случае использования организацией отопительного оборудования, установленного на мобильном источнике (строительном вагоне), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от этого оборудования не признаются объектом обложения экологическим налогом.
Ситуация 5
Организация имеет бензопилы, кусторез, газонокосилки, снегоуборщик, работающие на бензине и дизельном топливе источники, а также источники, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В каком порядке надо исчислять и уплачивать экологический налог по выбросам загрязняющих веществ от бензопилы, кустореза, газонокосилки, снегоуборщика?
По указанным объектам не надо исчислять экологический налог.
Как мы уже упоминали ранее, выбросы загрязняющих веществ от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в т.ч. от нестационарных, признают объектами обложения экологическим налогом (п. 2 ст. 205 НК).
Перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31. Порядок ведения учета в области охраны атмосферного воздуха определен:
– Инструкцией о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33;
– Инструкцией о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 42.
Учет фактических объемов выбросов загрязняющих веществ от источников, которым не установлены нормативы допустимых выбросов, ведут на основании данных бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам (ТНПА), допущенным к применению в области охраны окружающей среды.
Важно! При отсутствии правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, объемы выбросов не рассчитываются.
Для определения порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует применять:
– постановления Минприроды РБ:
от 28.05.2002 № 10 "Об утверждении Руководящих документов по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
от 28.05.2002 № 11 "Об утверждении Руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
– ТНПА, предусматривающие порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ не рассчитываются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух отбензопил, кусторезов, паяльных ламп, газонокосилок, снегоуборщиков, виброплит, воздухонагревателей и иных машин и инструментов, работающих на бензине и дизельном топливе. Экологический налог уплачивают только за выбросы тех загрязняющих веществ, которые указаны в приложении 6 к НК.
В каком порядке надо исчислять и уплачивать экологический налог при наличии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных и стационарных источников выбросов, для которых нет нормативов допустимых выбросов?
Порядок исчисления налога зависит от наличия утвержденных лимитов или их отсутствия.
В 2012–2013 гг. не являются объектами налогообложения выбросы от стационарных и нестационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ (п. 2 ст. 205 НК, с учетом норм Указа № 312 (2012 г.) и в ред. Закона № 431-З (2013 г.)):
– 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
– 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
– 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
– 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Те выбросы, которые не соответствуют указанным показателям, являются объектами налогообложения.
Порядок исчисления экологического налога зависит от того, есть у плательщика установленные годовые лимиты или нет:
1) плательщику установлены годовые лимиты.
В этом случае экологический налог следует исчислять исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога (п. 3 ст. 208 НК).
Плательщики, исчисляющие и уплачивающие экологический налог в указанном порядке, должны с учетом нормы п. 9 ст. 208 НК представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):
– не позднее 20 апреля календарного года – исходя из установленного лимита.
Экологический налог уплачивается ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы налога;
– не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, – на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов.
Доплату экологического налога производят не позднее 22 января года, следующего за истекшим. Если указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам.
Таким образом, если годовые лимиты установлены, плательщики экологического налога вправе применять вышеизложенный порядок, в т.ч. при наличии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, для которых нет нормативов допустимых выбросов;
2) плательщику не установлены годовые лимиты.
В этом случае экологический налог надо исчислять в общеустановленном порядке, руководствуясь ст. 208 НК, т.е. исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.