В состав организации входят несколько филиалов, производственная деятельность которых предполагает образование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Каким образом определяют объем годовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для исчисления экологического налога?
В целом по организации по всем источникам выбросов.
Объем годовых выбросов следует определять в целом по организации с учетом всех филиалов и обособленных структурных подразделений по всем источникам выбросов. Необходимо суммировать за год объем выбросов загрязняющих веществ по всем источникам выбросов, по которым получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С 01.01.2019 не признают объектами налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы или комплексных природоохранных разрешениях (разрешение), при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 т в год и менее (подп. 2.1 п. 2 ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Если общий фактический объем выбросов в целом по организации составит 3 т и более, то головная организация и каждый ее филиал и (или) обособленное структурное подразделение должны будут заполнить налоговую декларацию и произвести уплату экологического налога |*| по своим источникам выбросов независимо от фактических объемов этих выбросов. В данной ситуации не имеет значения, что по какому-то из источников в отдельности установленный порог не превышен.
* Дополнительную информацию об исчислении экологического налога
Справочно: до 2019 г. объем годовых выбросов определялся отдельно по каждому источнику выбросов, по которому получено разрешение. Если выбросы по какому-то из источников выбросов не превышали 3 т, то выбросы от таких источников экологическим налогом не облагались.
Организация ввела в строй газовую котельную в мае 2019 г. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено.
Возникает ли объект налогообложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Нет, не возникает.
Объектом обложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп. 1.1 п. 1 ст. 247 НК).
Фактически выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух подлежат обложению экологическим налогом в случае, если они произведены стационарным источником выбросов загрязняющих веществ, по которому получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ |*|*|.
** Информацию о выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Справочно: получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год (п. 4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664; далее – Положение № 664).
Определение термина «стационарные источники выбросов» содержится в п. 20 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха». Это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В данной ситуации котельная является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако отсутствие разрешения указывает на то, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произведенные при использовании котельной, экологическим налогом не облагаются.
Справочно: не уплачивают экологический налог следующие субъекты хозяйствования:
– бюджетные организации;
– организации – плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
– организации, применяющие УСН.
Приведенный порядок предусмотрен в п. 3 ст. 246, подп. 1.3.1 п. 1 ст. 326, подп. 5.4 п. 5 ст. 347 НК.
Организация в декабре 2018 г. ввела в эксплуатацию производственную площадку, на которой расположен стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По состоянию на 20 апреля 2019 г. не было получено разрешение на объемы выбросов.
В какие сроки необходимо уплатить экологический налог, если разрешение получено 15.05.2019?
Налог следует исчислять с 15.05.2019 ежеквартально либо по окончании года.
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (ст. 250 НК). Плательщики ежеквартально представляют в налоговый орган декларацию по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим календарным кварталом (часть первая п. 1 ст. 252 НК).
В изложенной ситуации организации следует исчислить экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух начиная с 15 мая 2019 г., т.е. первая декларация по экологическому налогу должна быть представлена за II квартал 2019 г. не позднее 22 июля 2019 г.