* Особенности и правила применения электронных накладных в 2019 г.
Новые полномочия белорусских госорганов
Указ № 411 [1] закрепил полномочия:
1) Совета Министров Республики Беларусь на установление:
– порядка создания, передачи и получения, в т.ч. в виде электронных документов, транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами – членами ЕАЭС, и порядок представления информации о них;
– требования к оператору электронного документооборота (EDI-провайдеру), обеспечивающему передачу и получение электронных накладных*, а также в виде электронных документов транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами – членами ЕАЭС;
________________________
* Для целей Указа № 411 под электронными накладными понимаются товарно-транспортные и товарные накладные (далее – ТТН, ТН) в виде электронных документов и электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность.
2) Национальной академии наук Беларуси совместно с Минфином, МНС и Минсвязи по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь определять требования к процессу создания, передачи, получения, а также к форматам электронных накладных (подп. 2.1 и 2.2 п. 2 Указа № 411).
Чем вызван интерес государства, а также стран ЕАЭС к совершенствованию порядка использования электронных накладных
ТТН и ТН – основные первичные учетные документы, применяемые субъектами для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.
Учитывая значимость ТТН и ТН, в отношении бумажных бланков указанных документов введен особый механизм учета реализации и использования, в т.ч. наличие определенных элементов защиты, а также включение информации о бланках ТТН и ТН в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Введение данного механизма направлено на профилактику совершения правонарушений при оформлении оборота товарно-материальных ценностей, выявление субъектов хозяйствования, использующих фальсифицированные (в т.ч. аннулированные) бланки ТТН |*| и т.д.
Принимая во внимание изложенное, к созданию электронных накладных также предъявлены требования, позволяющие минимизировать вовлечение товарно-материальных ценностей в нелегальный оборот.
Так, передача и получение электронных накладных осуществляются EDI-провайдерами, отвечающими установленным законодательством требованиям. В целях обеспечения эффективного контроля за механизмом создания электронных накладных и дальнейшим их использованием данные документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) грузоотправителя и грузополучателя.
Кроме того, EDI-провайдеры обязаны предоставлять доступ налоговым органам к информации об электронных накладных, а также иных электронных документах и сообщениях, необходимых для обеспечения процесса создания электронных накладных.
В Беларуси механизм электронных накладных функционирует с 2015 г. как один из элементов электронного обмена данными (EDI), который базируется на правилах и стандартах Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям – СЕФАКТ ООН, а также на использовании международных стандартов GS1, применяемых более чем в 100 странах мира.
Электронные накладные интегрированы в бизнес-среду и являются элементом электронного взаимодействия покупателя (получателя) и продавца (поставщика). Субъекты хозяйствования могут формировать и передавать через EDI-систему оператора любые иные юридически значимые документы и документы свободной формы, что способствует развитию торговли и межгосударственному взаимодействию в ЕАЭС.
Что происходит в странах ЕАЭС в области прослеживаемости товаров
На площадке Евразийской экономической комиссии проводится работа по внедрению механизма прослеживаемости товаров на территории государств – членов ЕАЭС.
Так, 29 мая 2019 г. главами государств – членов ЕАЭС в г. Нур-Султане (Республика Казахстан) подписано Соглашение [2].
Предметом правового регулирования этого Соглашения является порядок функционирования механизма прослеживаемости. В соответствии с Соглашением в рамках механизма прослеживаемости государства – члены ЕАЭС должны обеспечить обмен сведениями из национальных систем прослеживаемости.
При этом прослеживаемость в Республике Беларусь предполагается выстраивать на базе электронных накладных |*|.
В Российской Федерации в соответствии с постановлением № 807 [3] с 1 июля по 31 декабря 2019 г. проводится эксперимент по прослеживаемости установленного ряда товаров.
Какие товары будут прослеживаться?
Товары, в отношении которых предполагается осуществлять прослеживаемость:
1) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
3) не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
4) товары, задержанные таможенными органами в соответствии с гл. 51 ТК ЕАЭС [4] и не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров.
Товары, в отношении которых прослеживаемость не осуществляется:
1) товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки) и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров ЕАЭС и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
3) товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров |*|, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров ЕАЭС и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
* Всегда ли можно принять к вычету НДС по товарам, ввезенным из-за рубежа
4) товары, ввоз, приобретение, передача или отчуждение которых осуществляются физическими лицами в личных, семейных, иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
5) товары, предназначенные для официального пользования расположенными на таможенной территории ЕАЭС дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной и международными договорами, заключенными между государствами – членами ЕАЭС, иными организациями или их представительствами, которые пользуются привилегиями и иммунитетами на территории государства – члена ЕАЭС в соответствии с международными договорами этого государства – члена ЕАЭС.
Пилотный проект по маркировке обуви
Особую актуальность вопрос использования электронных накладных при взаимной торговле приобретает в рамках проведения Республикой Беларусь и Российской Федерацией пилотного проекта по маркировке обуви средствами идентификации.
По вопросам создания национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров принято постановление № 161 [5], согласно которому один из способов маркировки обуви средствами идентификации предусматривает условие осуществления ее оборота с использованием электронных накладных.
Вместе с тем с учетом того что в настоящее время между государствами – членами ЕАЭС не реализован в полной мере электронный документооборот юридически значимых документов (в т.ч. товаросопроводительных документов), предполагается, что в случае осуществления операции перемещения обуви в государства – члены ЕАЭС субъекты хозяйствования будут создавать и направлять EDI-провайдеру электронное сообщение, подписанное ЭЦП, содержащее сведения о грузополучателе – резиденте государства – члена ЕАЭС и сопроводительных документах.