С 1 января 2013 г. вступает в силу вышеназванный Закон. Проанализируем, какие основные новации внесены в Общую часть Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Плательщики получат дополнительные права (ст. 21 НК)
1. Закреплено право плательщиков не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК.
2. Установлено, что порядок взаимодействия плательщиков с налоговыми органами путем использования информационных систем и информационных технологий, в т.ч. основанных на электронных способах передачи информации, будет определять МНС.
Новые обязанности плательщиков (ст. 22 НК)
1. Конкретизирован порядок представления плательщиками в налоговый орган информации касательно обособленных подразделений. Если в настоящее время плательщик обязан сообщать только о создании и ликвидации обособленного подразделения, то с 1 января 2013 г. необходимо представлять данные также о возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица РБ по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица. Подобное сообщение необходимо представить в срок не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения такого обстоятельства.
2. Для подтверждения прав на использование налоговых льгот плательщики должны представлять документы, подтверждающие право на льготы, не только в налоговый орган, но и в иные государственные органы, организации, должностным лицам, а также частным нотариусам.
Конкретизировано определение налогового агента (ст. 23 НК)
С 1 января 2013 г. налоговым агентом признают в т.ч. представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь, представительство и орган межгосударственного образования в Беларуси, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Напомним, что вышеуказанные субъекты и сейчас выполняют функции налоговых агентов при исчислении и уплате отдельных видов налогов (например, в отношении подоходного налога с физических лиц либо налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через представительство).
Трансфертное ценообразование: увеличены критерии цены сделок (ст. 30-1 НК)
С 2013 г. увеличивают с 20 до 60 млрд. руб. значения цены сделки, при которых налоговые органы в ходе проверки вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе данного налога, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен.
Кроме того, с 20 % до 60 % увеличен показатель отклонения цены такой сделки от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации.
От редакции:
Как удалось выяснить редакции у работников Минфина, в тексте комментируемого Закона допущена техническая ошибка, которую впоследствии намерены исправить путем внесения изменения в законодательство. Так, в абз. 3 и 4 части первой п. 1 ст. 30-1 НК изменение цифры "20" на цифру "60" предполагалось только в отношении значения цены сделки: с 20 млрд. руб. на 60 млрд. руб. Оно не касалось показателя отклонения цены такой сделки от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации в размере 20 %.
Приостановление операций по счетам в банке (ст. 53 НК)
Установлены срок и порядок сообщения плательщику о принятом решении о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
В случае доведения до плательщика (иного обязанного лица) на бумажном носителе решения о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке налоговым или таможенным органом такое решение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.
Форма справки наличия дебиторской задолженности у плательщика будет единой (ст. 58 НК)
МНС уполномочено на установление единой формы справки наличия дебиторской задолженности у плательщика, что позволит оформлять и заполнять ее реквизиты единообразно всеми налоговыми инспекциями в целом по республике.
Идентификация владельцев электронных кошельков (ст. 68 НК)
В отношении идентификации владельцев электронных кошельков нормы п. 2-2 ст. 68 НК приведены в соответствие с Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.11.2003 № 201.
В частности, если идентификация владельца электронного кошелька в установленном законодательством порядке не проводилась, банк на основании письменного запроса налогового органа и органов КГК обязан обеспечить идентификацию такого владельца, приостановив расходные операции по электронному кошельку.
При проведении банком идентификации владельца электронного кошелька операции по электронному кошельку возобновляются, а при невозможности осуществления банком идентификации его владельца расходные операции по электронному кошельку возобновляться не будут.
В таком случае налоговому органу, органам КГК направляется информация об отсутствии возможности проведения идентификации держателя электронного кошелька с указанием причин, а также с предоставлением сведений обо всех проведенных по данному электронному кошельку денежных операциях.
Решение о возобновлении расходных операций по такому электронному кошельку банк принимает не позднее банковского дня, следующего за днем после получения от налогового органа, органов КГК, направивших письменный запрос банку, информации о возобновлении расходных операций.
Узаконен порядок определения размера платежей, причитающихся к уплате в бюджет (ст. 81 НК)
При отсутствии у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, при проведении проверки налоговый орган вправе определять в порядке, установленном Советом Министров, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений:
– о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике (ином обязанном лице), полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
– либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Кроме того, виды дополнительных проверок дополнены проверками, проводимыми при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь.
При этом начало проверки периода у плательщиков, у которых проверка проводится впервые, предложено определять датой государственной регистрации.
Отдельные сведения не будут составлять налоговую тайну (ст. 79 НК)
В настоящее время налоговую тайну не составляют сведения, представляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ.
С 2013 г. налоговую тайну не составляют сведения:
– предоставляемые также иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ;
– о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.