Разрешение на хранение (захоронение) отходов производства должны получить собственник отходов или уполномоченное им юридическое лицо
В августе 2010 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – постановление № 1104). Данным постановлением утверждено 5 положений*, регулирующих административные процедуры в области обращения с отходами:
_______________________
* См.: Гл. бухгалтер. – 2010. – № 32. – С. 48, 65–68.
– Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;
– Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
– Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия;
– Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
– Положение о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства.
В развитие постановления № 1104 Минприроды РБ приняло постановление от 22.10.2010 № 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104" (далее – постановление № 44). Указанным постановлением:
1) утверждено 10 форм различных документов, необходимых заявителям административных процедур;
2) признаны утратившими силу нормативные правовые акты Минприроды РБ, которыми ранее утверждались указанные формы;
3) республиканское НИУП "БелНИЦ "Экология" уполномочено на ведение реестра объектов по использованию отходов, реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
Одной из важных административных процедур, совершаемых территориальными органами Минприроды РБ, является выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешения). Основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений установлены Положением, утвержденным постановлением № 1104 (далее – Положение о выдаче разрешений). Так, разрешение получает заявитель, которым может быть:
1) собственник отходов производства;
2) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее обращение с отходами, уполномоченное собственником отходов производства.
Для получения разрешений заявитель должен представить в органы Минприроды РБ следующие документы:
– заявку на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам;
– расчет годового количества образования отходов производства на основе нормативов образования отходов производства;
– акт инвентаризации отходов производства, оформленный по устанавливаемой Минприроды РБ форме;
– копию инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя).
Перечень указанных документов определен п. 35 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 (далее – постановление № 1379).
Если разрешение получает собственник отходов производства, то гр. 1 заявки им не заполняется
Приложениями 1 и 2 к постановлению № 44 установлены (соответственно):
– форма заявки на хранение отходов производства;
– форма заявки на захоронение отходов производства.
Ранее формы этих документов были установлены в Инструкции о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 16.04.2008 № 35 "О некоторых вопросах хранения и захоронения отходов производства" (далее – Инструкция № 35). Данное постановление согласно п. 3 постановления № 44 признано утратившим силу.
Сравнение новых форм заявок с формами, действовавшими ранее, показывает незначительные отличия. Рассмотрим их в виде таблицы.
Как видим, в ранее действовавшей форме заявки требовалось указать местонахождение заявителя. На практике заявители указывали или юридический адрес (место жительства для ИП), или место фактического осуществления ими деятельности. Чтобы исключить разночтение, в новой форме заявки отдельно указываются юридический адрес (т.е. согласно гражданскому законодательству юридическое местонахождение организации) и место фактического нахождения организации. То же касается и индивидуальных предпринимателей. Для целей выдачи разрешения это место фактического осуществления деятельности организации (там, где образуются отходы, направляемые на захоронение).
В новую форму заявки включена позиция "подразделение (филиал, цех)" (ранее эта позиция отсутствовала). Необходимость данного нововведения объясняется следующими причинами. Так, в рамках действующего законодательства разрешение получает только юридическое лицо. Однако на практике многие юридические лица имеют обособленное подразделение, деятельность которого приводит к образованию отходов, подлежащих захоронению. Получить разрешение для себя со своими реквизитами обособленное подразделение не может. Поэтому для информирования о фактическом подразделении организации, осуществляющем деятельность, и введена новая позиция "подразделение (филиал, цех)". Важно отметить, что в контексте выдачи разрешений понятие "обособленное подразделение (филиал)" рассматривается шире, чем в гражданском законодательстве. Поэтому указано также понятие "цех". Итак, в позиции "место фактического нахождения" заявители должны указать фактическое место нахождения подразделения, филиала, цеха.
В новой форме заявки не содержится позиция "район города", так как она, по сути, поглощена позицией "место фактического нахождения заявителя". Однако для упрощения обработки заявок в органах выдачи разрешения, расположенных в г. Минске и других крупных городах республики, в позиции "место фактического нахождения заявителя" можно указать район города. Например, "ул. Заводская, 13, г. Минск (Заводской район)".
Таблица новой формы заявки содержит графу "степень и класс опасности" (ранее такая графа отсутствовала). Напомним, что:
– классификация отходов по степени опасности определяется в соответствии со ст. 15 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-3 "Об обращении с отходами";
– степень опасности и класс опасности опасных отходов указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85.
Вниманию читателей: при составлении заявок необходимо пользоваться постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (в ред. от 30.06.2009 № 48).
Если у производителей отходов производства имеются опасные отходы, по которым в постановлении Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 отсутствуют степень и класс опасности, то они должны их определить в порядке, установленном Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства. Инструкция утверждена постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2. В этом случае производители отходов производства вправе указывать в заявке класс опасности опасных отходов только при наличии заключения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства.
При заполнении графы "степень и класс опасности" нужно:
– класс опасности отходов указать цифрой, например "4", "3";
– для неопасных отходов указать "неопасные" или "н/о";
– для отходов, для которых степень опасности не установлена, указать "не установлено".
Не допускается в заявке в части сведений об опасности отходов указывать "без класса". Это связано с тем, что на практике возникали вопросы по значению таких формулировок, как:
– "нет сведений о степени опасности отходов" (т.е. нужно было бы написать "не установлено");
– "отходы являются неопасными" (т.е. нужно было бы написать "неопасные").
В графе разрешения "степень и класс опасности" указывается "не установлено". Это является основанием для исчисления экологического налога за захоронение (хранение) отходов производства по ставкам налога для отходов, по которым не определены классы опасности (приложение 8 к НК).
Остальные графы в таблице форм заявок не изменились.
Обратим внимание на заполнение гр. 1 "Наименование собственника отходов производства <*>". Посредством ссылки "*" указано, что данная графа заполняется в случае получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства лицом, уполномоченным собственником отходов производства на получение такого разрешения. То есть если заявитель получает разрешение только для себя, то гр. 1 им не заполняется.
Вниманию читателей: отсутствие сведений о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов не является основанием для отказа органа выдачи разрешения в выдаче разрешения*.
___________________________
* См. п. 8 Положения о выдаче разрешений.
Установлена новая форма разрешения на хранение и захоронение отходов производства
Новая форма разрешения на хранение и захоронение отходов производства установлена в приложении 3 к постановлению № 44. Она состоит, по сути, из 2 частей: титульного листа и приложений (приложение 1 "Перечень и количество отходов производства, разрешенных к хранению на объектах хранения отходов на _____ листах" и приложение 2 "Перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов, на _____ листах").
Из постановления № 44 следует, что заявителю выдается только один документ, называемый "разрешение на хранение и захоронение отходов производства", которым регулируются захоронение и хранение отходов. Ранее выдавалось 2 самостоятельных документа.
Титульный лист нового разрешения отличается от ранее действовавшего. Он дополнился позициями, которые появились в новых формах заявок на захоронение (хранение) отходов производства.
Приложения к разрешению, утвержденные постановлением № 44, не изменились по сравнению с соответствующими приложениями разрешения на захоронение отходов производства и разрешения на хранение отходов производства, утвержденными Инструкцией № 35.
Не всем заявителям нужно регламентировать одновременно захоронение и хранение отходов производства. Поэтому в зависимости от того, какая заявка (или заявки) направлена (направлены) в орган выдачи разрешения, будет соответственно заполнено или приложение 1, или приложение 2, или оба приложения одновременно. По сути, для заявителей с принятием новой формы разрешения ничего не поменяется.
Если собственник отходов имеет разрешение, которым регламентировано захоронение отходов производства, то он при необходимости вправе внести изменения в этот документ в части регламентации хранения отходов производства. Для этого необходимо подать заявку на хранение отходов производства и другие необходимые документы. В таком случае заявителю будет выдано разрешение, оформленное на новом бланке (п. 16 Положения о выдаче разрешений).
Также отметим, что в случае необходимости внесения изменений и дополнений в разрешение номер и дата выдачи разрешения не изменяются, т.е. остаются прежними. В разрешение будет внесена отметка о дате внесения изменений и (или) дополнений.
То есть если ранее было разрешение с одним приложением, то после внесения изменений разрешение будет уже с 2 приложениями. В такой ситуации санкционирование хранения отходов производства согласно разрешению начинается с даты внесения изменений и (или) дополнений в разрешение. Эта дата указывается в специальной графе титульного листа разрешения.
Органы Минприроды РБ при приостановлении действия разрешения или его аннулировании обязаны направить организации уведомление
Положением о выдаче разрешений предусмотрена возможность органам Минприроды РБ:
– или приостановить действие разрешения при нарушении порядка хранения, захоронения отходов производства, установленного Законом "Об обращении с отходами" и иными актами законодательства об обращении с отходами (п. 20);
– или аннулировать разрешение при возникновении установленных законодательством случаев (п. 27).
При этом орган Минприроды РБ обязан направить заявителю (собственнику отходов производства) уведомление о приостановлении действия разрешения на хранение и захоронение отходов производства или уведомление об аннулировании разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Формы указанных уведомлений установлены соответственно в приложениях 4 и 5 к постановлению № 44.
Фактически формы указанных документов не изменились. Отдельные позиции форм приведены в соответствие с действующим законодательством.
Старые формы разрешений действительны до истечения срока их действия
Постановлением № 44 не утверждены формы журналов учета разрешений на хранение отходов производства и учета разрешений на захоронение отходов производства, так как их регламентация не является предметом данного постановления. Ведение делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях осуществляется в соответствии с законодательством об административных процедурах. Порядок ведения такого делопроизводства установлен постановлением Минюста РБ от 07.05.2009 № 39.
Отметим, что вступление в силу постановления № 44 не требует от заявителей заменять действующие разрешения на новые бланки. Переходные положения в связи с изменениями в законодательстве предусмотрены лишь в п. 2 постановления № 1104. Там указано, что разрешения на захоронение и на хранение отходов производства, выданные до вступления в силу Положения о выдаче разрешений, действительны до истечения срока их действия.
При внесении изменений в действующие разрешения заявителям будут выдаваться разрешения уже на новых бланках.
Производителю отходов для получения разрешения необходимо заполнить форму нормативов образования отходов производства
Одним из документов, который должен быть представлен заявителем для получения разрешения, является расчет годового количества образования отходов производства на основе нормативов образования отходов производства. Из действующего законодательства об обращении с отходами следует, что нормативы образования отходов производства разрабатываются производителями отходов производства и затем согласовываются в территориальных органах Минприроды РБ. Порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства определен Положением, утвержденным постановлением № 1104.
В приложении 10 к постановлению № 44 установлена форма нормативов образования отходов производства, которая составляется производителями отходов (юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов) для направления в территориальные органы Минприроды РБ. Ранее форма такого документа была предусмотрена в Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.11.2007 № 89 "О некоторых вопросах разработки нормативов образования отходов производства, порядка их согласования и утверждения" (утратило силу с 10 декабря 2010 г.).
Собственно новая форма нормативов образования отходов производства практически не отличается от формы, действовавшей ранее. В новой форме добавлена позиция "место нахождения, место жительства производителя отходов производства". А к графе "источник образования отходов производства" сделано примечание, что в ней указываются технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства, что соотносится с определением понятия "источник образования отхода производства", определенным в Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17.
Для регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в соответствующих реестрах необходимо заполнить заявление
В приложениях 6–9 к постановлению № 44 установлены соответственно формы:
– заявления о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов;
– заявления о регистрации введенного в эксплуатацию объекта хранения, захоронения отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
– заявления о регистрации введенного в эксплуатацию объекта обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
– свидетельства о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов и объекта хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
Эти формы необходимы для регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в соответствующих реестрах. Данная административная процедура предусмотрена Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденным постановлением № 1104 (далее – Положение о регистрации объектов).
Ранее эти формы были установлены постановлением Минприроды РБ от 10.12.2007 № 99 "О некоторых вопросах регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов" (утратило силу с 10 декабря 2010 г.).
Новые формы приведены в соответствие с действующим законодательством*, а в отдельных случаях упростились.
_________________________
* Например, на основании Закона РБ от 09.11.2009 № 54-З "О государственной экологической экспертизе" и актов, принятых в соответствии с ним.
1. В форме заявления о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов в позиции 8 "Воздействие объекта на окружающую среду" указываются реквизиты разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на специальное водопользование, на хранение и захоронение отходов производства, а также сроки действия этих разрешений.
В аналогичной позиции действовавшей ранее формы необходимо было указывать сведения о выбросах, сбросах, образовании отходов. Новация упростит заполнение заявления для заявителей.
2. Аналогичная новация произошла в форме заявления о регистрации введенного в эксплуатацию объекта обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (см. позицию 6 формы).
3. В заявлении о регистрации введенного в эксплуатацию объекта хранения, захоронения отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов отсутствуют следующие сведения, которые содержались в ранее действовавшей форме:
– направление и расстояние до населенного пункта (данные сведения указываются в одном из документов, представляемых для регистрации объектов в реестре согласно п. 40 постановления № 1379);
– экологический паспорт объекта (данный документ не предусмотрен в Законе РБ "Об обращении с отходами" и других законодательных актах об охране окружающей среды).
Изменение форм рассмотренных заявлений не влечет необходимость заявителей подавать в регистрирующий орган новые сведения об объектах, так как Положением о регистрации объектов не предусмотрен соответствующий механизм дополнения (изменения) сведений.
Вниманию читателей: форма свидетельства о регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов и объекта хранения, захоронения и обезвреживания отходов (приложение 9 к постановлению № 44) изменена по сравнению с формой, действовавшей ранее, только в части названия реестров и объектов, подлежащих регистрации.
Александра Федоренчик, консультант управления обращения с отходами Минприроды РБ
Александр Гнедов, эколог